Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования.
 

Главная

Секция 1

Секция 2

Секция 3.

Секция 4.

Секция 5.

Секция 6.

Секция 7.

Обсудим прочитанное

Информационное письмо

 

 

Балибардина Елена Николаевна, 

ГОУ ВПО «ВГПУ» Михайловский филиал, преподаватель кафедры педагогики и психологии

nn84@rambler.ru

 

 

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса.

 

В условиях модернизации образования первенство в образовательном процессе отдаётся компетентностному подходу в профессиональной подготовке. Широкими возможностями в профессиональной подготовке учителя, в формировании его компетентности обладают учебно-научно-педагогические комплексы, т.к. они в наибольшей степени способны обеспечить соединение педагогической теории и практики. Эти возможности выступают в качестве системного, интегрального результата взаимодействия образовательных учреждений комплекса.

Анализ исследований В.Н. Введенского, Н.В. Кузьминой и др. исследователей привёл нас к пониманию того, что профессионально-педагогическая компетентность представляет собой качественную характеристику личности будущего учителя, владеющего совокупностью компетенций в профессионально-педагогической области, умеющего осуществлять профессиональную преподавательскую деятельность.

Структура ППК представлена тремя компонентами: личностным, деятельностным и содержательным.

Личностный компонент представлен такими качествами личности как рефлексия, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. Деятельностный компонент включает гностические, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные, умения, реализуемые в профессионально-педагогической сфере. Содержательный компонент представлен совокупностью педагогических и профессиональных знаний по специальности.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя реализуется через функции:

Гностическая функция обеспечивает овладение системой знаний учителем, необходимых для успешного выполнения им своей профессиональной деятельности.

Организационно-технологическая функция заключается в формировании умений организовать образовательный процесс.

Коммуникативная функция заключается в создании педагогом коммуникации, направленной на развитие взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами.

Формирующее-развивающая функция состоит во влиянии учителя на процесс развития детей.

Профилактико-воспитывающая функция предполагает прогнозирование, предупреждение и, если это необходимо, ликвидацию учителем негативных качеств и черт характера у детей.

На основании изложенного выделены критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности:

1. Стремление к овладению глубокими профессионально-педагогическими знаниями (содержательный компонент).

2.   Владение педагогическими умениями, побуждающее к применению их на практике (деятельностный компонент).

3. Активное стремление к становлению собственной личности как профессионально-педагогически компетентного учителя (личностный компонент).

Данные критерии оценки сформированности профессионально-педагогической компетентности служат исходным моментом для определения особенностей формирования этого качества у будущих учителей.

Психолого-педагогические особенности формирования ППК обусловлены умением будущего учителя трансформировать теоретические знания в педагогическую деятельность, что возможно только при использовании механизмов стабилизации, дополнения, трансформации. Опираясь на исследования В.Н. Введенского, Ю.В. Варданян, Н. Лысенко и данные диагностического эксперимента, мы определили уровни сформированности ППК: низкий, средний, высокий и высший.

Низкий уровень характеризуется общими представлениями студентов о профессиональной деятельности, профессионально-педагогические знания либо отсутствуют, либо носят поверхностный ситуативный характер, безразличным отношением к решению учебно-профессиональных задач, слабостью осознанности целей педагогической деятельности, рефлексии, проявления творческой активности, неспособностью к самостоятельному проектированию прогнозируемого результата обучения в контексте будущей профессиональной, построению логики, последовательности этапов усвоения содержания учебного материала; проектированию организации хода образовательного процесса,  процедур контроля и измерения качества усвоения  учебного материала.

Таким образом, всё вышесказанное позволяет нам утверждать о разрозненности компонентов профессионально-педагогической компетентности, чтобы ликвидировать этот недостаток Ю.В. Варданян рекомендует использовать механизм стабилизации ППК.

Необходимо организовать процесс формирования так, чтобы предстоящая деятельность и предполагаемый результат, определённые через цели обучения, преломились в сознании студента, в результате чего происходит опредмечивание его собственной потребности в овладении профессиональной деятельностью – актуализируются мотивы и ценностные ориентации. Степень отражения заданной цели зависит от того, насколько она соответствует направленности деятельности студента. При их полном соответствии происходит субъективное принятие цели, её присвоение и руководство ею. При частичном соответствии заданной цели и направленности, а также при их противостоянии, управление осуществляется с помощью других механизмов – дополнения и трансформации.

Под влиянием потребности и актуализированных мотивов предстоящей деятельности у студентов конструируется цель профессиональной деятельности будущего специа­листа, учитывающая актуальные ценностные ориентиры. Соотнесение соб­ственной цели деятельности с мотивами профессиональной деятельности приводит к оценке её значимости и образованию личностного смысла деятельности.

На этом этапе целесообразно специально выделить часть методических занятий в ходе обучения, чтобы в результате такого соотнесения у студента образовался личностный смысл овладения профессиональной деятельностью.

Всё это обеспечивает переход на более высокую ступень сформированности ППК.           

Средний уровень – студенты осознают значимость профессионально-педагогической подготовки для их будущей профессиональной деятельности, обладают теоретическими знаниями в педагогической области, но в то же время наблюдается неустойчивое отношение к осуществлению учебно-профессиональной деятельности, когда её цели и задачи определены в общем виде и не являются ориентиром и критерием для самосовершенствования и саморазвития,  а также стремлением выполнять действия по образцу. Задачи, которые требуют понимания, осознанности и рефлексии целей педагогической деятельности, проявления творческой активности, решаются с разнообразными ошибками, а, следовательно, и недостаточно умело. Студент редко самостоятельно доводит начатое дело до конца. Как правило, умеет ставить цели предстоящей деятельности, проектировать содержание усвоения материала, организацию хода образовательного процесса,  но без учета специфики будущей профессиональной деятельности учащихся,  определения процедур контроля и измерения качества усвоения  учебного материала.  Творческая активность ограничена рамками воспроизводящей деятельности.

Данный уровень характеризуется некоторой обобщённостью и нуждается в конкретизации, которой позволяет добиться механизм дополнения, ориентированный на взращивание профессиональной направленности и педагогических умений, т.е. процесс формирования ППК будущего учителя должен быть посвящён педагогической деятельности (организация различных видов практик), что обусловливает переход к новому уровню сформированности.

Высокий уровень предполагает сформированность системы педагогических знаний, наличие устойчивого интереса к их пополнению, характеризуется осознанностью,  целенаправленностью, устойчивостью и рефлексией действий в применении способов и приёмов учебно-профессиональной деятельности, умением давать описание прогнозируемого результата обучения в контексте будущей профессиональной деятельности посредством определения цели обучения, логики, последовательности определенных этапов усвоения содержания учебного материала; проектирования организации хода образовательного процесса,  процедуры контроля и измерения качества усвоения  учебного материала.

Однако творческая самостоятельность не приводит к высокой продуктивности деятельности, поэтому требуется использовать механизм трансформации ППК. Действие этого механизма выражается в переоценке направленности деятельности студентов и следующим за этим изменением их профессиональных умений, что приводит в конечном итоге к новому уровню сформированности профессионально-педагогической компетентности.

Высший уровень отличается осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебно-профессиональных задач, пониманием целей педагогической деятельности, умением давать точное описание прогнозируемого результата обучения в контексте будущей профессиональной деятельности посредством диагностично заданной цели обучения, определения логики, последовательности определенных этапов усвоения содержания учебного материала; проектирования организации хода образовательного процесса,  процедур контроля и измерения качества усвоения  учебного материала, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности. Творческая самостоятельность создаёт условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных возможностей личности в образовательном процессе.

Анализ работ В.В. Арнаутова, Н.К. Сергеева, и др. позволил нам предположить, что УНПК как система непрерывного образования, основываясь на целостности, преемственности, поступательности, непрерывности педагогического образования, ориентации его на полную реализацию своих возможностей, способностей, интересов, соответствие действующим образовательным стандартам, выступает в качестве мегасредства, представленного совокупностью психолого-педагогических средств (коррекция и обогащение содержания подготовки будущего учителя за счёт привлечения подразделений УНПК, использование разнообразных форм педагогической подготовки, наставничество, непрерывность и интенсификация процесса подготовки студентов, НИРС, преемственность и последовательность совместной работы во всех звеньях комплекса, раннее вовлечение студентов в педагогическую деятельность, процесс индивидуально-личностной подготовки будущего учителя)  формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя только в его условиях.

Таким образом, в результате эмпирического описания и обобщения опыта Михайловского УНПК мы сконструировали нормативную модель процесса формирования ППК будущего учителя в условиях УНПК, которая включает 3 взаимообусловленных этапа: этап стабилизации (начальная профессионально-педагогическая подготовка), осуществление которого совпадает с обучением в профилирующих классах школ УНПК и направлено на устранение разрозненности между компонентами ППК, второй этап – этап дополнения связан с обучением в среднем учебном заведении (педагогический колледж, педагогическое училище), ориентированный на взращивание педагогической направленности и педагогических умений, накопление педагогических и специальных знаний, третий – этап трансформации (совпадает с обучением в высшем учебном заведении) связан с переносом имеющихся знаний, умений в практическую деятельность.

 

 

 





Хостинг от uCoz