Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования. |
|
Балибардина Татьяна Александровна, магистр образования, преподаватель кафедры педагогики и психологии Михайловского профессионально-педагогического колледжа e-mail: teacher-05@mail.ru
Технология актуализации рефлексивных механизмов личности студента в системе формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях НПО.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя сложный и многогранный. В системе непрерывного педагогического образования /НПО/ каждый фрагмент, отрезок времени должен быть подчинен поступательному личностному и профессиональному развитию. В этой связи большое значение имеет время обучения в специальном учебном заведении, где будущий учитель целенаправленно знакомится с азами своей профессии, где формируется его профессиональная компетентность. Преподаватели ПЦК педагогики и психологии обобщили свой опыт работы по проблеме, проанализировали имеющуюся литературу и разработали технологию формирования профессиональных компетенций будущего учителя на основе опоры на самооценку студентов. Технология актуализации рефлексивных механизмов личности студента в системе формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях НПО базируется на следующих принципах: * приоритет личностно-ориентированной парадигмы образования, когда обучающийся признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи; * гуманизации (творческая самореализация субъекта образовательного процесса; коммуникативная компетентность; формирование социокультурного самоопределения); * практической ориентированности (формирование профессионально значимых качеств личности, навыков и умений; профессионально-личностный рост будущих учителей; разработка общей стратегии развития личности); В соответствии с данными принципами выдвинуты следующие задачи формирования профессиональной компетентности будущего учителя: * формирование широкого спектра ключевых компетенций достаточно высокого уровня познавательных умений; * освоение основ саморегуляции, предполагающее умение программировать самостоятельную деятельность, умение контролировать и поправлять развитие собственных психических состояний, а через него лучше понимать и учитывать состояние и реакции других субъектов педагогической деятельности: * развитие умения действовать самостоятельно, навыков самоорганизации собственной профессиональной подготовки; * обеспечение качества подготовки студента с точки зрения требований государства, личности, социума. Условиями результативности и технологичности формирования профессиональной компетентности будущего учителя могут стать, по нашему мнению, следующие: 1. Наличие ясных представлений о целях-результатах, целях-ожиданиях, а также целях-идеалах (В.Н. Сагатовский)... 2. Выявление основополагающих свойств личности учителя в системе формирования профессиональной компетентности... 3. Мониторинг процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя... 1 условие: Идеалом профессиональной деятельности является профессиональная компетентность учителя, которая является особым психическим состоянием, позволяющим действовать самостоятельно и ответственно, проявляющимся Е способности и умении выполнять трудовые функции (В.Н. Монахов) Разработке представлений о природе и сущности профессиональной подготовки учителя посвящены многочисленные исследования. Применительно к подготовке учителя в условиях УНПК нам представляется возможным использование модели будущего специалиста - выпускника, педколледжа, педвуза, предложенная В.В. Арнаутовым. Модель состоит из трех блоков: -первый включает в себя описание свойств и характеристик личности, выражающих ее нравственно - мировоззренческие и гражданские позиции с учетом современных запросов общества и личности. -второй отражает знания выпускника, система которых должна адекватно представлять целостную научную картину предстоящей педагогической деятельности, необходимую для реализации установок личности, отображенных в первом блоке. - третий блок включает требования; к умениям и навыкам специалиста, которые должны составить систему, необходимую и достаточную для организации целостного процесса формирования личности учащегося, т.е. реализации первого и второго блоков. 2 условие: Для подготовки будущего педагога в системе НПО в качестве ведущей идеи видится необходимость преобразования «воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса - преимущественно в его субъект... В этом преобразовании - суть педагогической деятельности» (С.М. Годник). На основные черты личности как субъекта деятельности указывает Н.К. Сергеев. Он пишет, что - это личность, способная не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые. Это обеспечивается одной из основных способностей личности - способностью к рефлексии, потребностью в ней как необходимом условии сознательного регулирования своего поведения, жизнедеятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой. При этом степень «субъектности» активности обусловливается ее связью, направленностью на реализацию «САМО...» - самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самодисциплины, самоуважения, самоопределения, самопознания, самоидентификации, самореализации, самодетерминации и др. 3 условие: Мониторинг в системе образования мы определяем как форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы с целью ее развития. В реальном процессе профессиональной подготовки будущего учителя мониторинг - основа отслеживания курса движения к заданным целям, механизм корректировки целей и путей их достижения.
Содержание технологии. Цель: формирование профессионально важных качеств /ПВК/ учителя на основе развития навыков самооценки, самоанализа в условиях личностно ориентированного образования. 1 этап, 1курс Задачи: 1.Изучить студентов, их интересы, способности, выявить уровень личностной и профессиональной самооценки. 2.Раскрыть студентам особенности учебы в педколледже. 3.Познакомить студентов с профессиограммой учителя. 4. Охарактеризовать возможности педколледжа в формировании ПВК учителя. 5.Учить составлять индивидуальную программу формирования ПВК учителя, выявлять формы, виды деятельности, необходимые для ее осуществления (памятка, приложение). Содержанием работы может быть следующее: • оформление психологами индивидуальных характеристик на студентов, ознакомление с ней студентов. При необходимости консультация с психологами. • классные часы («Что я знаю о педагогической профессии», «Учителем надо родиться и только после стать», «Профессии моей лицо» и т.д.) Итог работы составление индивидуальных программ развития ПВК учителя, сочинения «Почему я выбран колледж», «Мой путь в профессию учителя». 2этап, 2,3 курсы Задачи: 1. Формировать интерес к избранной специальности. 2. Проводить дальнейшее изучение личности студентов. 3. Учить адекватно оценивать достигнутые результаты в формировании ПВК учителя. 4. Оказывать помощь в самоанализе, самооценке, постановке задач в формировании личности педагога. 5. Вооружать студентов навыками изучения учащихся, разработки различных диагностик. 6. Оказание помощи студентам в подготовке к педпрактике. Содержание работы: связано с выполнением, анализом, составлением новых программ развития ПВК учителя. 3 этап, 4 курс . Задачи: 1.Подвести индивидуальные итоги достигнутого в формировании ПВК учителя. 2.Оказать помощь в постановке задач формирования профессионально значимых качеств учителя на предстоящей самостоятельной педагогической деятельности.
3.
Формирование педагогической правовой культуры, чувства ответственности,
профессионального долга в учебной деятельности и в различных 4. Формирование навыков педагогической работы на технологическом уровне. Содержанием работы: может стать серьезная работа по анализу индивидуальных результатов преддипломной практики, постановка задач по формированию ПВК на предстоящую самостоятельную педагогическую деятельность. Вывод: считаем, что предложенная технология представляет возможность проследить индивидуальную и неповторимую траекторию «формирования профессиональной компетентности» будущего учителя.
|