Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования.
 

Главная

Секция 1

Секция 2

Секция 3.

Секция 4.

Секция 5.

Секция 6.

Секция 7.

Обсудим прочитанное

Информационное письмо

 

 

Балибардина Татьяна Александровна, 

магистр образования, преподаватель кафедры педагогики и психологии Михайловского профессионально-педагогического колледжа

e-mail: teacher-05@mail.ru

 

Технология актуализации рефлексивных механизмов личности студента в системе формирования профессиональной компетентности

будущего учителя в условиях НПО.

 

Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя сложный и многогранный.

В системе непрерывного педагогического образования /НПО/ каждый фрагмент, отрезок времени должен быть подчинен поступательному личностному и профессиональному развитию. В этой связи большое значение имеет время обучения в специальном учебном заведении, где будущий учитель целенаправленно знакомится с азами своей профессии, где формируется его профессиональная компетентность.

Преподаватели ПЦК педагогики и психологии обобщили свой опыт работы по проблеме, проанализировали имеющуюся литературу и разработали технологию формирования профессиональных компетенций будущего учителя на основе опоры на самооценку студентов.

Технология актуализации рефлексивных механизмов личности студента в системе формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях НПО базируется на следующих принципах:

*     приоритет личностно-ориентированной парадигмы образования, когда обучающийся признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи;

*     гуманизации (творческая самореализация субъекта образовательного процесса; коммуникативная компетентность; формирование социокультурного самоопределения);

*            практической ориентированности (формирование профессионально значимых качеств личности, навыков и умений; профессионально-личностный рост будущих учителей; разработка общей стратегии развития личности);

В соответствии с данными принципами выдвинуты следующие задачи формирования профессиональной компетентности будущего учителя:

*            формирование широкого спектра ключевых компетенций достаточно высокого уровня познавательных умений;

*            освоение основ саморегуляции, предполагающее умение программировать самостоятельную деятельность, умение контролировать и поправлять развитие собственных психических состояний, а через него лучше понимать и учитывать состояние и реакции других субъектов педагогической деятельности:

*            развитие умения действовать самостоятельно, навыков самоорганизации собственной профессиональной подготовки;

*            обеспечение качества подготовки студента с точки зрения требований государства, личности, социума.

Условиями результативности и технологичности формирования профессиональной компетентности будущего учителя могут стать, по нашему мнению, следующие:

1.   Наличие ясных представлений о целях-результатах, целях-ожиданиях, а также целях-идеалах (В.Н. Сагатовский)...

2.   Выявление основополагающих свойств личности учителя в системе формирования профессиональной компетентности...

3.         Мониторинг процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя...

1            условие: Идеалом профессиональной деятельности является профессиональная компетентность учителя, которая является особым психическим состоянием, позволяющим действовать самостоятельно и ответственно, проявляющимся Е способности и умении выполнять трудовые функции (В.Н. Монахов)

Разработке представлений о природе и сущности профессиональной подготовки учителя посвящены многочисленные исследования.

Применительно к подготовке учителя в условиях УНПК нам представляется возможным использование модели будущего специалиста - выпускника, педколледжа, педвуза, предложенная В.В. Арнаутовым.

Модель состоит из трех блоков:

-первый включает в себя описание свойств и характеристик личности, выражающих ее нравственно - мировоззренческие и гражданские позиции с учетом современных запросов общества и личности.

-второй отражает знания выпускника, система которых должна адекватно представлять целостную научную картину предстоящей педагогической деятельности, необходимую для реализации установок личности, отображенных в первом блоке.

- третий блок включает требования; к умениям и навыкам специалиста, которые должны составить систему, необходимую и достаточную для организации целостного процесса формирования личности учащегося, т.е. реализации первого и второго блоков.

2 условие: Для подготовки будущего педагога в системе НПО в качестве ведущей идеи видится необходимость преобразования «воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса - преимущественно в его субъект... В этом преобразовании - суть педагогической деятельности» (С.М. Годник).

На основные черты личности как субъекта деятельности указывает Н.К. Сергеев. Он пишет, что - это личность, способная не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые. Это обеспечивается одной из основных способностей личности - способностью к рефлексии, потребностью в ней как необходимом условии сознательного регулирования своего поведения, жизнедеятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой. При этом степень «субъектности» активности обусловливается ее связью, направленностью на реализацию «САМО...» - самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самодисциплины, самоуважения, самоопределения, самопознания, самоидентификации, самореализации, самодетерминации и др.

3            условие: Мониторинг в системе образования мы определяем как форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы с целью ее развития.

В реальном процессе профессиональной подготовки будущего учителя мониторинг - основа отслеживания курса движения к заданным целям, механизм корректировки целей и путей их достижения.

 

Содержание технологии.

Цель: формирование профессионально важных качеств /ПВК/ учителя на основе развития навыков самооценки, самоанализа в условиях личностно ориентированного образования.

1 этап, 1курс

Задачи:

1.Изучить студентов, их интересы, способности, выявить уровень личностной и профессиональной самооценки.

2.Раскрыть студентам особенности учебы в педколледже.

3.Познакомить студентов с профессиограммой учителя.

4. Охарактеризовать возможности педколледжа в формировании ПВК учителя.

5.Учить составлять индивидуальную программу формирования ПВК учителя, выявлять формы, виды деятельности, необходимые для ее осуществления (памятка, приложение).

Содержанием работы может быть следующее:

• оформление психологами индивидуальных характеристик на студентов, ознакомление с ней студентов.

При необходимости консультация с психологами.

• классные часы («Что я знаю о педагогической профессии», «Учителем надо родиться и только после стать», «Профессии моей лицо» и т.д.)

Итог работы составление индивидуальных программ развития ПВК учителя, сочинения «Почему я выбран колледж», «Мой путь в профессию учителя».

2этап, 2,3 курсы

Задачи:

1.      Формировать интерес к избранной специальности.

2.      Проводить дальнейшее изучение личности студентов.

3.      Учить адекватно оценивать достигнутые результаты в формировании ПВК учителя.

4. Оказывать помощь в самоанализе, самооценке, постановке задач в формировании личности педагога.

5. Вооружать студентов навыками изучения учащихся, разработки различных диагностик.

6. Оказание помощи студентам в подготовке к педпрактике.

Содержание работы: связано с выполнением, анализом, составлением

новых программ развития ПВК учителя.

 3 этап, 4 курс .

Задачи:

1.Подвести индивидуальные итоги достигнутого в формировании ПВК учителя.

2.Оказать помощь в постановке задач формирования профессионально значимых качеств учителя на предстоящей самостоятельной педагогической деятельности.

3. Формирование педагогической правовой культуры, чувства ответственности, профессионального долга в учебной деятельности и в различных
видах практики.

4. Формирование навыков педагогической работы на технологическом уровне.

Содержанием работы: может стать серьезная работа по анализу индивидуальных результатов преддипломной практики, постановка задач по формированию ПВК на предстоящую самостоятельную педагогическую деятельность.

Вывод: считаем, что предложенная технология представляет возможность проследить индивидуальную и неповторимую траекторию «формирования профессиональной компетентности» будущего учителя.

 

 





Хостинг от uCoz