Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования.
 

Главная

Секция 1

Секция 2

Секция 3.

Секция 4.

Секция 5.

Секция 6.

Секция 7.

Обсудим прочитанное

Информационное письмо

 

 

Щукин Леонид Александрович,

директор ГОУ лицей №214,Центрального района г. Санкт-Петербург

liceum214@mail.ru

                                     Радек Наталия Альбертовна,

                               заместитель директора по УВР,  ГОУ лицей № 214, Центрального района г. Санкт-Петербург

                                   radekn@mail.ru

Конкевич Светлана Васильевна,

к.п.н., научный руководитель ОЭР, НМЦ Центрального района г. Санкт-Петербург

 lana-ka@mail.ru

 

Реализация компетентностного подхода в образовании в русле опытно-экспериментальной деятельности в лицее естественнонаучного профиля.

 

 

Модернизация российского образования исходит из новых социальных требований, предъявляемых к сфере образовательных услуг в XXI веке. Повышение государственного интереса к образованию проявилось в пакете значимых нормативных документов, и одним из них является  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

    В ряду выдвигаемых Концепцией модернизации российского образования назовем следующие приоритеты:

-изменение в содержании учебных дисциплин и уровне их    освоения;

-организация в старших классах профильного обучения;

-создание независимой системы итоговой аттестации учащихся.

Эти три ключевые задачи модернизации не могут рассматриваться независимо друг от друга, решение одной из них зависит от успешности решения других. В рамках реализации Концепции модернизации российского образования тема «Изменение содержания образования в лицее естественнонаучного профиля» является обоснованной и актуальной.

При определении направленности ОЭР нами учитывались также тенденции в изменении подходов к школьному обучению, которые включают в себя:

-отбор содержания образования – на основе пересечения информационных потоков учителя и учащихся;

-опору на опыт учащихся, а также межпредметную интеграцию знаний в в учебных и социальных проектах;

-выбор образовательных технологий – проектных, исследовательских. Рефлексивных, развития критического мышления – не только для решения задач освоения содержания предмета, но и реализации способов становления компетентности учащихся;

-изменение подходов к оценке достижений.

Это обусловило цель нашего исследования: освоение эффективных методов и технологий, создание и апробирование методического обеспечения, позволяющего осуществлять эффективное профильное обучение в области естественнонаучного образования.

Были определены основные направления опытно-экспериментальной деятельности педагогов: реализация интегративных и усиление личностно-ориентированных подходов к образовательному процессу; систематизация банка домашних и контрольно-оценочных заданий; обновление форм оценивания на критериальной основе и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Эти направления логично вытекали из предшествующей темы лицея «Исследовательская компетентность учащихся и методы ее развития».

Главными ожидаемыми результатами нашей экспериментальной работы являлись:

-Изменение сложившихся стереотипов мышления педагогов, организации учебной деятельности, переход от «знаниевой» парадигмы к формированию компетенций обучающихся.

-Создание и апробация универсального методического обеспечения для осуществления эффективного профильного обучения на основе развития ключевых компетенций учащихся.

Внутренними ресурсами для осуществления поставленной цели являются, прежде всего, высокопрофессиональный и творчески активный педагогический коллектив лицея, а также многолетний опыт работы в режиме районной экспериментальной площадки  (с1991-92 уч.г.)

К внешним ресурсам следует отнести наше многолетнее сотрудничество с СПбГМУ, педагоги которого ведут в лицее спецкурсы медицинского профиля, с учеными научно-исследовательских институтов, под руководством которых наши учащихся выполняют исследовательские работы. Большой вклад в организацию продуктивной  ОЭР вносит деятельность Попечительского совета лицея и активное участие в делах лицея родителей лицеистов.

Критериями оценки результативности мы считаем:

-положительную динамику в снижении нагрузки на обучающихся в процессе выполнения домашних заданий;

-эффективность системы интеграции учебной и внеучебной деятельности для целенаправленного формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с профилем лицея;

-положительная динамика профессиональных и личностных достижений педагогов;

-удовлетворенность родителей и обучающихся уровнем образовательного процесса и условиями его организации в лицее.

Новизна ОЭР заключается в системности при организации инновационной деятельности творческих групп педагогов; в создании универсального методического обеспечения по разным предметам; в разработке технологических походов для успешной деятельности педагогов по переструктурированию банка домашних заданий и контрольно-оценочной деятельности.

Основным механизмом ОЭР являлась деятельность трех творческих групп педагогов: «Интеграция», «Домашнее здание» и «Система контрольно-оценочной деятельности».

Запуск механизма включения педагогов в инновационную деятельность был произведен, исходя из личностно-профессиональных потребностей на данный период времени и возможностей, выявленных в процессе предыдущей опытно-экспериментальной работы. Позитивную роль в мотивировании педагогов сыграло «Положение об инновационной деятельности», разработанное руководством лицея.

Важным положительным фактором процесса управления деятельностью по освоению, разработке и апробации новаций явилось создание методических материалов для педагогов: системного плана работы творческих групп; алгоритмов, рекомендаций к переструктурированию банка контрольно-оценочных заданий и банка домашних заданий; рекомендаций к заполнению плана-конспекта интегрированного урока и карты его самоанализа. 

Каждая творческая группа в соответствии с направленностью работы разрабатывала и апробировала методическое обеспечение опытно-экспериментальной деятельности (табл.1)

В основу механизмов реализации идей эксперимента были положены принципы системности и инвариантности, что позволило творческим группам создать ряд методических разработок и рекомендаций для учителей, занимающихся инновационной деятельностью. Отличительной особенностью этих материалов является их универсальность – возможность применения ко всем предметам.

При организации опытно-экспериментальной деятельности нами были учтены особенности профессиональной деятельности, необходимые для успешности разработки и внедрения инноваций (табл.1)

Особенности профессиональной деятельности педагогов в сфере ОЭР «Изменение содержания образования в лицее естественнонаучного профиля»

                                                                                                                                        Таблица 1

Особенности профессиональной деятельности

Инновационная деятельность

Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности

1

Осознание необходимости изменений подходов к отбору содержания в условиях модернизации российского образования.

Преодоление традиционных представлений об организации учебно-познавательной деятельности.

- анкеты для учащихся и педагогов по оценке продуктивности организации познавательной деятельности;

- систематизирующая таблица общепредметного пространства интеграции (по циклам) с функциями предметов в русле развития ключевых компетентностей;

- перечень предметных способностей;

- «Конструктор задач», автор Л.Илюшин.

2

Деловая активность руководителей и членов творческих групп; организация повышения профессиональной компетентности педагогов.

Реальная деятельность по освоению, разработке и апробации инноваций.

Разработка:

- системного плана деятельности творческой группы;

- алгоритм исследования имеющегося банка контрольно-оценочных и домашних заданий;

- алгоритма к переструктурированию банка контрольно-оценочных и домашних заданий;

- рекомендации к заполнению плана-конспекта интегрированного урока и карты его самоанализа.

3

Внедрение инновационных подходов в образовательный процесс.

Группа «Интеграция»

Разработка и апробация:

- плана конспекта интегрированного урока;

- карты самоанализа интегрированного урока;

- «Проектного дневника»;

- карты анализа проекта;

- методического обеспечения учебного проекта «Информационные потоки в клетке» и УМК по биологии на уроках информатики.

Группа «Домашнее задание»

Разработка и апробация:

- пакета домашних заданий на основе «Конструктора задач»;

- критериев оценки и самооценки к ним;

- анкет и вопросников для учащихся и родителей.

Группа «Контрольно-оценочная деятельность»

Разработка и апробация:

- видов разноуровневых работ;

- критериев оценки и самооценки к ним;

- пакета разноуровневых работ на основе «Конструктора задач»;

- заданий для разноуровневых работ;

- структуры исследовательских работ учащихся;

- критерии оценки и самооценки к ним;

- рефлексивного самоанализа продуктивности деятельности на уроке;

- критериев оценки устного ответа.

4

Результаты деятельности.

4.1.Продуктивная деятельность творческих групп на основе общих профессиональных интересов и потребностей.

4.2.Актуализация инновационной деятельности в педагогическом коллективе.

4.3.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере инноваций.

4.4.Обогащение опыта систематизации и представления результатов инновационного поиска.

Разработка и внедрение в образовательный процесс универсального методического обеспечения.

 

Описание полученных результатов

Разработка педагогами творческих групп инвариантного методического обеспечения образовательного процесса в русле выбранной темы (табл.1).

Структурирование домашних заданий по предметам и изменение направленности их содержания привело к значительному росту успеваемости учащихся экспериментальных групп (например, на химии на 44,5% - от 37% до 81,5%).

Новые подходы к системе оценивания вызвали у учащихся более осознанное отношение к отметка. Что немаловажно как для развития рефлексии самих учащихся, так и для повышения их мотивации в процессе обучения.

По данным диагностики отношение учащихся к домашним заданиям показало положительную динамику в экспериментальных группах:

- объем заданий устраивает 77% учащихся (67% в 2005 г.)

- сложность заданий считают оптимальной 86% учащихся (77% в 2005 г.)

- устойчивый интерес вызывают задания у 55% учащихся (32% в 2005 г.).

Смещение акцентов с репродуктивного воспроизведения пройденного материала на деятельность творческого и исследовательского типа (которая по результатам диагностики является для учащихся приоритетной) с применением развивающих педагогических технологий способствовало успешному формированию ключевых компетентностей учащихся (табл.2).

Сравнение результативности традиционных и интегрированных уроков (русский и английский языки)

                                                                                                                     Таблица 2

Показатели сравнения

Традиционный урок

Интегрированный урок

Понимание художественного произведения

70%

91%

Мыслительная деятельность

67%

78%

Проявление речевых умений

71%

75%

Проявление коммуникативных умений

73%

96%

Проявление творческих способностей

70%

96%

 

1. Повышение  качества проектной деятельности обучающихся в экспериментальных группах:

- 100% учащихся используют алгоритмы проектной деятельности на основе целенаправленного планирования;

- 77% учащихся ставят проблемные вопросы, исследуют термины и понятия, относящиеся к области исследования, анализируют результаты работы;

- 68% учащихся анализируют области применения результатов проектной деятельности.

2. Продуманная система взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности обеспечила создание оптимальных условий для формирования межпредметных компетентностей учащихся (представлена на районном конкурсе педагогических достижений в 2007-2008 уч.г.)

3 Более глубокое осознание новых подходов к образовательному процессу способствовало профессиональному росту педагогов:

- педагоги творческих групп активно представляли инновационный опыт в рамках различных мероприятий районного и городского уровня (приложение 1);

- в 2007-200 уч.г. три группы педагогов – участников ОЭР – включились в районный конкурс педагогических достижений (номинация «Творческое созвездие») и показали высокие результаты;

- на завершающей стадии разработки находятся такие педагогические продукты, как цикл интегрированных уроков «Трудности перевода», электронный УМК по биологии и учебный проект «Информационные потоки в клетке»;

- опыт лицея по организации инновационной и проектной деятельности представлялся на совете подпрограммы «Компетентностный подход в образовании» (2005-2006 уч.г.); районном семинаре для заместителей директоров по УВР «Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива (2005-2006 уч.г.) и семинаре по подведению итогов работы в подпрограмме «Компетентностный подход в образовании» (2006-2007 уч.г.); подготовлен к публикации в сборник «Компетентностный подход в образовании» (2007-2008 уч.г.)

4. Опрос родителей показал их удовлетворенность участием педагогов лицея в опытно-экспериментальной работе: 74% родителей высказались за необходимость ведения ОЭР.

Для оценивания степени устойчивости результатов эксперимента в лицее регулярно проводится диагностика качества образования и динамики изменений, связанных непосредственно с темой опытно-экспериментальной деятельности педагогов. Анкетирование учащихся, учителей и родителей приобретают характер мониторинга.

Влияние результатов ОЭР проявляется на различных уровнях.

На уровне лицея:

- в совершенствовании учебно-методического процесса, который реализуется творческими группами педагогов с использованием разработанных материалов;

- в расширении пространства инновационной деятельности и ее стимулировании руководством лицея;

- в углублении межпредметных связей;

- в организации целенаправленного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности.

На уровне района:

- в продуктивной работе по реализации Программы развития РОС «Качество образования» подпрограмм «Компетентностный подход в образовании» и «Профильная школа»;

- в активном транслировании инновационного опыта.

На городском уровне:

- участие в повышении профессиональной квалификации педагогов района и города через курсы и семинары АППО;

- формирование пакета документов для получения статуса городского ресурсного центра.

На российском уровне:

получение лицеем премии Президента в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

На международном уровне:

В  расширении связей с учебными учреждениями Франции и обмена опытом по организации образовательного процесса с учетом мировых тенденций в образовании.

Мы считаем, что опыт нашей работы может быть интересен как для  отдельных педагогов, так и для образовательных учреждений, ищущих методы формирования ключевых компетентностей учащихся и разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные технологии.

 

 





Хостинг от uCoz