Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования. |
|
Щукин Леонид Александрович, директор ГОУ лицей №214,Центрального района г. Санкт-Петербург Радек Наталия Альбертовна, заместитель директора по УВР, ГОУ лицей № 214, Центрального района г. Санкт-Петербург radekn@mail.ru Конкевич Светлана Васильевна, к.п.н., научный руководитель ОЭР, НМЦ Центрального района г. Санкт-Петербург
Реализация компетентностного подхода в образовании в русле опытно-экспериментальной деятельности в лицее естественнонаучного профиля.
Модернизация российского образования исходит из новых социальных требований, предъявляемых к сфере образовательных услуг в XXI веке. Повышение государственного интереса к образованию проявилось в пакете значимых нормативных документов, и одним из них является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В ряду выдвигаемых Концепцией модернизации российского образования назовем следующие приоритеты: -изменение в содержании учебных дисциплин и уровне их освоения; -организация в старших классах профильного обучения; -создание независимой системы итоговой аттестации учащихся. Эти три ключевые задачи модернизации не могут рассматриваться независимо друг от друга, решение одной из них зависит от успешности решения других. В рамках реализации Концепции модернизации российского образования тема «Изменение содержания образования в лицее естественнонаучного профиля» является обоснованной и актуальной. При определении направленности ОЭР нами учитывались также тенденции в изменении подходов к школьному обучению, которые включают в себя: -отбор содержания образования – на основе пересечения информационных потоков учителя и учащихся; -опору на опыт учащихся, а также межпредметную интеграцию знаний в в учебных и социальных проектах; -выбор образовательных технологий – проектных, исследовательских. Рефлексивных, развития критического мышления – не только для решения задач освоения содержания предмета, но и реализации способов становления компетентности учащихся; -изменение подходов к оценке достижений. Это обусловило цель нашего исследования: освоение эффективных методов и технологий, создание и апробирование методического обеспечения, позволяющего осуществлять эффективное профильное обучение в области естественнонаучного образования. Были определены основные направления опытно-экспериментальной деятельности педагогов: реализация интегративных и усиление личностно-ориентированных подходов к образовательному процессу; систематизация банка домашних и контрольно-оценочных заданий; обновление форм оценивания на критериальной основе и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Эти направления логично вытекали из предшествующей темы лицея «Исследовательская компетентность учащихся и методы ее развития». Главными ожидаемыми результатами нашей экспериментальной работы являлись: -Изменение сложившихся стереотипов мышления педагогов, организации учебной деятельности, переход от «знаниевой» парадигмы к формированию компетенций обучающихся. -Создание и апробация универсального методического обеспечения для осуществления эффективного профильного обучения на основе развития ключевых компетенций учащихся. Внутренними ресурсами для осуществления поставленной цели являются, прежде всего, высокопрофессиональный и творчески активный педагогический коллектив лицея, а также многолетний опыт работы в режиме районной экспериментальной площадки (с1991-92 уч.г.) К внешним ресурсам следует отнести наше многолетнее сотрудничество с СПбГМУ, педагоги которого ведут в лицее спецкурсы медицинского профиля, с учеными научно-исследовательских институтов, под руководством которых наши учащихся выполняют исследовательские работы. Большой вклад в организацию продуктивной ОЭР вносит деятельность Попечительского совета лицея и активное участие в делах лицея родителей лицеистов. Критериями оценки результативности мы считаем: -положительную динамику в снижении нагрузки на обучающихся в процессе выполнения домашних заданий; -эффективность системы интеграции учебной и внеучебной деятельности для целенаправленного формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с профилем лицея; -положительная динамика профессиональных и личностных достижений педагогов; -удовлетворенность родителей и обучающихся уровнем образовательного процесса и условиями его организации в лицее. Новизна ОЭР заключается в системности при организации инновационной деятельности творческих групп педагогов; в создании универсального методического обеспечения по разным предметам; в разработке технологических походов для успешной деятельности педагогов по переструктурированию банка домашних заданий и контрольно-оценочной деятельности. Основным механизмом ОЭР являлась деятельность трех творческих групп педагогов: «Интеграция», «Домашнее здание» и «Система контрольно-оценочной деятельности». Запуск механизма включения педагогов в инновационную деятельность был произведен, исходя из личностно-профессиональных потребностей на данный период времени и возможностей, выявленных в процессе предыдущей опытно-экспериментальной работы. Позитивную роль в мотивировании педагогов сыграло «Положение об инновационной деятельности», разработанное руководством лицея. Важным положительным фактором процесса управления деятельностью по освоению, разработке и апробации новаций явилось создание методических материалов для педагогов: системного плана работы творческих групп; алгоритмов, рекомендаций к переструктурированию банка контрольно-оценочных заданий и банка домашних заданий; рекомендаций к заполнению плана-конспекта интегрированного урока и карты его самоанализа. Каждая творческая группа в соответствии с направленностью работы разрабатывала и апробировала методическое обеспечение опытно-экспериментальной деятельности (табл.1) В основу механизмов реализации идей эксперимента были положены принципы системности и инвариантности, что позволило творческим группам создать ряд методических разработок и рекомендаций для учителей, занимающихся инновационной деятельностью. Отличительной особенностью этих материалов является их универсальность – возможность применения ко всем предметам. При организации опытно-экспериментальной деятельности нами были учтены особенности профессиональной деятельности, необходимые для успешности разработки и внедрения инноваций (табл.1) Особенности профессиональной деятельности педагогов в сфере ОЭР «Изменение содержания образования в лицее естественнонаучного профиля» Таблица 1
Описание полученных результатов Разработка педагогами творческих групп инвариантного методического обеспечения образовательного процесса в русле выбранной темы (табл.1). Структурирование домашних заданий по предметам и изменение направленности их содержания привело к значительному росту успеваемости учащихся экспериментальных групп (например, на химии на 44,5% - от 37% до 81,5%). Новые подходы к системе оценивания вызвали у учащихся более осознанное отношение к отметка. Что немаловажно как для развития рефлексии самих учащихся, так и для повышения их мотивации в процессе обучения. По данным диагностики отношение учащихся к домашним заданиям показало положительную динамику в экспериментальных группах: - объем заданий устраивает 77% учащихся (67% в 2005 г.) - сложность заданий считают оптимальной 86% учащихся (77% в 2005 г.) - устойчивый интерес вызывают задания у 55% учащихся (32% в 2005 г.). Смещение акцентов с репродуктивного воспроизведения пройденного материала на деятельность творческого и исследовательского типа (которая по результатам диагностики является для учащихся приоритетной) с применением развивающих педагогических технологий способствовало успешному формированию ключевых компетентностей учащихся (табл.2). Сравнение результативности традиционных и интегрированных уроков (русский и английский языки) Таблица 2
1. Повышение качества проектной деятельности обучающихся в экспериментальных группах: - 100% учащихся используют алгоритмы проектной деятельности на основе целенаправленного планирования; - 77% учащихся ставят проблемные вопросы, исследуют термины и понятия, относящиеся к области исследования, анализируют результаты работы; - 68% учащихся анализируют области применения результатов проектной деятельности. 2. Продуманная система взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности обеспечила создание оптимальных условий для формирования межпредметных компетентностей учащихся (представлена на районном конкурсе педагогических достижений в 2007-2008 уч.г.) 3 Более глубокое осознание новых подходов к образовательному процессу способствовало профессиональному росту педагогов: - педагоги творческих групп активно представляли инновационный опыт в рамках различных мероприятий районного и городского уровня (приложение 1); - в 2007-200 уч.г. три группы педагогов – участников ОЭР – включились в районный конкурс педагогических достижений (номинация «Творческое созвездие») и показали высокие результаты; - на завершающей стадии разработки находятся такие педагогические продукты, как цикл интегрированных уроков «Трудности перевода», электронный УМК по биологии и учебный проект «Информационные потоки в клетке»; - опыт лицея по организации инновационной и проектной деятельности представлялся на совете подпрограммы «Компетентностный подход в образовании» (2005-2006 уч.г.); районном семинаре для заместителей директоров по УВР «Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива (2005-2006 уч.г.) и семинаре по подведению итогов работы в подпрограмме «Компетентностный подход в образовании» (2006-2007 уч.г.); подготовлен к публикации в сборник «Компетентностный подход в образовании» (2007-2008 уч.г.) 4. Опрос родителей показал их удовлетворенность участием педагогов лицея в опытно-экспериментальной работе: 74% родителей высказались за необходимость ведения ОЭР. Для оценивания степени устойчивости результатов эксперимента в лицее регулярно проводится диагностика качества образования и динамики изменений, связанных непосредственно с темой опытно-экспериментальной деятельности педагогов. Анкетирование учащихся, учителей и родителей приобретают характер мониторинга. Влияние результатов ОЭР проявляется на различных уровнях. На уровне лицея: - в совершенствовании учебно-методического процесса, который реализуется творческими группами педагогов с использованием разработанных материалов; - в расширении пространства инновационной деятельности и ее стимулировании руководством лицея; - в углублении межпредметных связей; - в организации целенаправленного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности. На уровне района: - в продуктивной работе по реализации Программы развития РОС «Качество образования» подпрограмм «Компетентностный подход в образовании» и «Профильная школа»; - в активном транслировании инновационного опыта. На городском уровне: - участие в повышении профессиональной квалификации педагогов района и города через курсы и семинары АППО; - формирование пакета документов для получения статуса городского ресурсного центра. На российском уровне: получение лицеем премии Президента в рамках приоритетного национального проекта «Образование». На международном уровне: В расширении связей с учебными учреждениями Франции и обмена опытом по организации образовательного процесса с учетом мировых тенденций в образовании. Мы считаем, что опыт нашей работы может быть интересен как для отдельных педагогов, так и для образовательных учреждений, ищущих методы формирования ключевых компетентностей учащихся и разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные технологии.
|