Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования. |
|
Носков Андрей Александрович, преподаватель лицея № 83 при УГНТУ г. Уфы; директор музея им. М.С. Пинского; аспирант кафедры Отечественной истории ИИПО БашГПУ e-mail: andreynoskov@mail.ru
Роль учителя при изучении региональной истории и культуры в школе.
Существует множество проблем при изучении региональной истории в школе. Мы попытаемся отметить наиболее яркие из них и посмотрим, как они могут быть решены. А решены они могут только при непосредственном участии учителя и использовании им новейших научно-методических подходов. Так характерной чертой изучения истории на региональном уровне в школе является: преобладающая тональность — как результат осознания в условиях новой России своей самостоятельной субъективности — является самодостаточность этноса, известное «отталкивание», дистанцирование от центра, удревление и романтизация национальной истории, акцентировка на идеалах традиционного общества... В этой связи многим региональным учебникам истории недостает отчетливого осознания сопричастности к общему (российскому) целому, к российской цивилизации («с кем мы»), ответственности за общее государство, историческое, духовное и природное наследие которого представляет собой сегодня едва ли не главный ресурс самостоянья и дальнейшего развития страны и её многонационального народа [см. подробнее: 11]. Причем в некоторых регионах «втиснуться» весь курс региональной истории — с древнейших времен до наших дней, а может быть и так, что прошлое отдельного края, области или республики России разворачивается в нескольких томах, в локальной вертикали учебников (при этом за редким исключением эта вертикаль не совпадает с общероссийской линией учебников). Последнее обстоятельство существенно сказывается на объеме и детализации исторической панорамы былого, на синхронизации регионального курса с федеральными курсами отечественной и всемирной истории. Также существует опасность превращения учебника по национальной (этнической) истории в пособие по национализму. Так, к примеру, линия учебников по «Иркутской Земле», которые начинаются следующим эпиграфом: «Читатель! Если ты сын России, то не лишним для тебя будет знать дела земляков твоих в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надобно знать еще более, потому что ты родился на той земле, где предки твои, первые русские люди, покорили (!), очистили (!) и прирастили Сибирь к России, развеяли в ней мрак невежества и внесли христианство. Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал, то знаешь ли ты, кто прежде был?..»[5] (Петр Пежемский). Эти слова, произнесенные П. Пежемским, очевидно, с самыми благими намерениями, современными школьниками в полиэтничной Иркутской области могут восприниматься самым неоднозначным и нелицеприятным образом. А если к этому добавить дополнительный материал из научной литературы, к примеру, статьи М. Халитова и И. Измайлова [см. подробнее: 4; 12], то можно спокойно сформировать ярко выраженное националистическое отношение к определённым историческим деятелям и периодам. Хотя это в основном исключение из правил и, как правило, авторы региональных учебников Урала, Сибири, Дальнего Востока достаточно подробно и красочно характеризуют землепроходцев, колонистов, отношения коренных и пришлых народов в XVI — XVIII вв., привнося в школьное историческое образование ценностные суждения о мужестве и героизме; о долге и бескорыстном служении Отечеству; о стойкости и терпении; об упорстве и трудолюбии русских людей, их миролюбивом характере и прогрессивном влиянии на жизнь коренных народов. Отметим также, что употребление таких терминов, как «Башкортостан», «Татарстан», «Удмуртия», «Мордовия» и т.д., при изучении региональной истории до появления этих республик возможно, но нежелательно. (Это всего лишь тенденция времени. Например, обратите внимание на название учебника «История СССР с древнейших времён», хотя в древние времена не существовало СССР). Кроме этого одной из основных проблем изучения истории в региональном компоненте является дублирование материала по истории России в учебниках по региональной истории, что приводит к снижению заинтересованности у учащихся. Также те или иные темы могут преподноситься достаточно одиозно. Яркий пример этого присоединение разных народов к России [см. подробнее: 7]. Не ставя под сомнение, что присоединение того или иного народа Урало-Поволжья к Русскому государству было событием важнейшим и определяющим как для истории и современного развития этих народов и территорий (многонациональных республик и областей), на которых они проживают, так и для России. Хоть это и было значительным историческим явлением, но всё-таки оно было типичным, так как народы, которые раннее подчинялись Казанскому и Астраханскому ханствам, а это, кроме башкир, чуваши, мордва, «неказанские» татары и т.д., приблизительно в одно время вошли в состав Русского государства, а не историческим феноменом, как пытаются представить некоторые исследователи [к примеру, см.: 1]. Одна из важных тенденций при изучении региональной истории культуры, как впрочем, и Отечественной и всеобщей [см. подробнее: 10] в современном школьном образовании является создание мультимедийных учебных пособий. Приведём пример с известным нам и апробированном нами мультимедийном пособии по культуре Башкортостана разработанного УГНТУ [см. подробнее: 8]. К сожалению, из-за высокой себестоимости данное пособие отсутствует во многих школах, как города Уфы, так и других городов и районов республики. Поэтому об этом пособии следует сказать более подробно. Из существенных минусов данного мультимедийного пособия следует сразу выделить, что материал, предусмотренный в изучении культуры Башкортостана в классах с 5 по 10-й. представлен достаточно скупо, то есть тут такая же проблема, как и в других мультимедиа учебниках (несоответствие часов и уроков), но помимо этого действительно очень мало информации (как правило, это видеоролики от 3 до 7 минут). При этом необходимо в любом случае при возможности учителю привлекать на уроках данный материал. Для увеличения зрительского и слухового интереса у учащихся (к сожалению очень мало иллюстраций и музыкальных композиций, если авторы исправят подобное упущение, то можно смело говорить о реальной пользе для учебного процесса). Необходимо отметить также тот факт, что, как я упомянул выше, что материал, изучаемый в различных классах «разбросан» по различным темам (всего их 9): 1) Общее понятие культура; 2) Народно-поэтическое творчество башкир; 3) Верования религия древних башкир; 4) Традиционная и материальная культура; 5) Просвещение и образование; 6) Драматическое искусство; 7) Музыкальная культура; 8) Изобразительное искусство; 9) Литература. Так материал 6 класса представлен в роликах: о духовной и материальной культуре, предания и легендах, верованиях древних башкир, народный театр, декоративно-прикладное искусство, живопись. Для 7 класса: исторические предания, жизнь и творчество Г. Альмухаметова и З. Исмагилова, материальная культура, письменность башкир. Для 8 класса: просвещение (мектебе и медресе), религия, БДТ им. М. Гафури, башкирский балет, башкирский просветитель М. Акмулла. Для 9 класса: письменность на башкирском языке, изобразительное искусство, драматическое искусство, материальная культура, народный поэт М. Карим. То есть в каждом классе лишь по несколько представлены в этом мультимедийном пособии, авторам, на мой взгляд, необходимо дорабатывать и облагораживать свой программный продукт. Необходимо привлекать дополнительный материал, приводить фрагменты документов с вопросами к ним, иллюстративный материал, в виду того, что учебные пособия по региональной истории в школе очень скудны в этом отношении. Что касается наших рекомендаций по проведению уроков по региональной истории, то здесь также необходимо расширять возможности мультимедиа уроков. За счёт привлечения дополнительных материалов (наглядность (иллюстрации), видеоролики о проведении тех или иных мероприятий). Необходимо учителям самим привлекать, как можно больше наглядного материала для формирования целостного представления у учащихся по истории и культуре народов проживающих на территории их регионов. Также необходимо создавать и дорабатывать имеющиеся учебники для школ по региональной истории с учётом новейших требований к ним, а именно создавать их по проблемно-тематическому принципу композиции учебного материала; диалог авторов с юными читателями; творческие и проблемные приемы изложения; яркие, образные заглавия с личными местоимениями; документы и иллюстрации из региональных фондов и хранилищ; динамичный и многоструктурный макет учебных страниц. Хотя в большинстве случаев по-прежнему можно наблюдать задания только на запоминание и воспроизведение предметных знаний. А ведь можно добавлять материал к урокам, благодаря которому у учащихся вырабатываются и развиваются специальные умения и навыки по изучению региональной истории. Дабы выработать у школьников позицию самостоятельных исследователей-краеведов, где они могли бы отметить общее и особенное развитие в отдельно взятом регионе по сравнению со всей страной [см. подробнее: 9]. А задания на выработку личного отношения к историческим процессам помогают отождествить себя с историческими прототипами и пропустить прошлое сквозь себя, определиться в своем отношении к «дням минувшим» и к современным проблемам региона. В качестве примера можем привести наши разработки для 8 класса: один самостоятельный урок (так как учащиеся уже немного знакомы с материалами из 7 класса по внешней политики Ивана IV), а другой интегрированный (возможно только для изучения истории XIX века). В 8-м классе в школе изучается история России XIX века и история Башкорстана (в РБ) с древнейших времён до конца XIX века. Поэтому интегрированные уроки в школьном курсе могут быть только по XIX веку. Обе они направлены на преодоление дублирования материала. Одной из ключевых фигур в построении урока является учитель, главная задача, которого сводится к регулированию самостоятельной работы учащихся на уроке. Итак, первый урок в 8 классе по истории Башкортостана это урок, посвящённый проблеме присоединения башкир к Русскому государству. К сожалению, в имеющихся пособиях нет, сколько-нибудь стоящих разработок. В методическом пособии Э.Г. Чигриной, А.И. Чигриной «Методические материалы к школьному курсу «История Башкортостана с древнейших времён до конца XIX века»» вместо разработки урока (о целях урока и речи нет) приводятся выдержки из документов, которых и в учебнике достаточно, а также карту «Присоединение Башкирии к русскому государству» из кн. «История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов XIX века». Мало того, что карта небольшая и не может служить наглядным пособием, но она ещё и не цветная, что также не удовлетворяет необходимым требованиям к картографическому материалу в средней школе. В конце приводятся задания на закрепление материала, к сожалению, данные задания не требуют от учащихся никаких интеллектуально развивающих навыков, а требуют лишь механические действия по вставлению пропущенных слов [14, с.20-22]. Моё задание на закрепление материала, на высказывание собственного мнения с опорой на дидактический материал и проблемный вопрос (выход в свет двух разных книг одних и тех же авторов) выглядит более эффективным. Поэтому предлагаю использовать за основу обучения на данном занятии - урок-диспут или урок-конференцию, составленный и апробированный автором данной работы. Целями такого занятия будет познакомить учащихся с разнообразием взглядов и оценок присоединения башкир к Русскому государству; на основе самостоятельного прочтения и изучения источников помочь ученикам выяснить сильные и слабые стороны авторских аргументаций, показать историческую и личностную обусловленность тех или иных подходов, подвести к пониманию актуальности и значимости затронутой проблемы, обсуждение которой продолжается в отечественной, в том числе и башкирской и зарубежной науке не одно столетие, затрагивая не только историков-профессионалов, но и широкие круги российской и башкирской интеллигенции. План диспута. 1. Выяснить значение понятий: добровольное и насильственное присоединение. 2. По имеющимся источникам в основном это «Башкирское шежере» ответьте на вопросы и выполните задания: Фрагменты шежере приводятся в учебнике и хрестоматии. А) Кто из башкир обращался к русскому царю (Белый-бий) и почему? Б) Как происходило переход в подданство к русскому царю, упоминаемые в тексте источника? В) На каких условиях русский царь принял башкир под своё подданство? 3. Познакомиться с работами историков (см. приложение) и автора учебника по проблеме присоединения башкир к русскому государству: признававших добровольное присоединение башкир к Русскому государству Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, П.И. Рычкова, Д.Н. Соколова, В.Н. Новикова, Р.Г. Игнатьева, М. Уметбаева, Р.Г. Кузеева, А.З. Асфандиярова, Б.Х. Юлдашбаева, А.Н. Усманова, И.Г. Акманова и указывающие на насильственное присоединение В.Н. Витевского, В.И. Филоненко, Ахметзаки Валиди Тогана, Ш. Типеева, Р.М. Раимова, А.П. Чулошникова, А. Доннелли [см. подробнее: 13, с. 72-78] Обратите внимание: Как историки обосновывают свои точки зрения на процесс присоединения башкир к русскому государству? Чем отличаются они и что у них общего? В ходе диспута должны обозначиться две позиции, которые можно зафиксировать на классной доске, с указанием характерных высказываний (число представителей науки можно сократить):
В конце диспута ученикам предлагается письменно ответить на вопрос: «Почему я – сторонник … позиции в вопросе присоединения башкир к Русскому государству», либо сделать это дома, если не хватает времени на уроке. Во время занятия познавательная деятельность учащихся оценивается в баллах в зависимости от характера работы: - оригинальное, самостоятельное выступление по основному вопросу – от 5 до 10 баллов; - существенное дополнение – от 3 до 5 баллов; - формулирование интересного вопроса, вычленение новой проблемы в обсуждаемых фактах, источниках – от 1 до 5 баллов; - конспективные записи источников, краткие тезисные планы, подготовленные дома, - от 1 до 3 баллов. Общая сумма баллов после занятия переводится в отметку по пятибалльной шкале. Далее приводится момент, который позволяет выработать у учащихся понимание политической и идеологической борьбы по вопросу о присоединении того или иного народа к Русскому государству: «В 1957 году вышла книга «Юлдашбаев Б.Х., Кузеев Р.Г. 400 лет вместе с Россией», а в 1992 году книга этих же авторов «Завоевание Башкирии Россией», В 2007 году учениками и последователями Р.Г. Кузеева и Б.Х. Юлдашбаева вновь созданы книги о дружбе между Россией и Башкирией. Или другой пример, относительно работы А.С. Доннели, в 1982 году Р.Г. Кузеев отзывался об этой работе как империалистической и ангажированной, а в предисловии к уфимскому изданию этой книги (1998) писал о своевременном и нужном характере её издания. Второй урок, который является составной частью урока по Отечественной истории, а именно реформ 1860-1870-х годов. На уроке необходимо привести некоторые выдержки, которые лучше показывают специфику проведения реформ 60-70-х годов в XIX веке в Башкирии и методы работы с ними, которые помогут учащимся под контролем учителя самим выделить особенное в проведении реформ 60-70-х годов в Башкирии. Приводится выдержка из работы Давлетбаева Б.С. Крестьянская реформа 1861 года в Башкирии. М., 1981: «Крестьянская реформа 1861 г. коснулась и национальных окраин страны, в том числе и Башкирии. Здесь имелись свои особенности, которые обусловили значительное своеобразие в проведении реформы в помещичьей, удельной и государственной деревне и на горных заводах. Вслед за освобождением крестьян последовала реформа в отношении башкир и припущенников. В 1865 г. была ликвидирована военная кантонная система управления местным населением путем перевода его из служилого сословия в податное… Ко времени отмены крепостного права в Башкирии отмечались различные формы феодальной зависимости… Отмена крепостного права в Башкирии имела свои особенности. Для освобождения башкир и припущенников были приняты специальные законы, отличные от «Положений 19 февраля» 1861 г. С другой стороны, окраинное положение Башкирии и её относительное многоземелье сказались па освобождении крепостных, удельных и государственных крестьян. Учитывая малонаселенность края, помещики стремились в ходе реформы обеспечить себя рабочей силой и получить выкупную сумму в максимальном размере. То и другое достигалось закреплением крестьян к местам их жительства путем предоставления бывшим крепостным высшего душевого надела. С той же целью владельцы форсировали перевод своих крестьян на выкуп и не давали им дарственные наделы. Крестьяне отказывались получать помещичьи угодья по условиям «Положений 19 февраля». При проведении реформы на горных заводах заводовладельцы руководствовались теми же соображениями, что и помещики. Но они не, могли заставить рабочих получать земельные наделы, так как последние отказывались от владельческих угодий путем перехода в разряд мастеровых. Именно этим объяснялось то, что в ходе введения уставных грамот отрезки от наделов рабочих достигли фантастических размеров. Реформа сохранила в уральской горнозаводской промышленности многочисленные крепостнические пережитки. В результате рабочие вынуждены были пользоваться заводскими угодьями, а за это «отрабатывать» па предприятиях. В этом была общность судьбы горнозаводского населения Урала и многомиллионного российского крестьянства. На более благоприятных условиях освобождались башкиры и их припущенники. Башкиры-вотчинники сохранили право собственности на свои угодья [2, c. 5, 167-169]. Учащиеся во время работы с этим отрывком (этот отрывок должен быть на каждой парте, хотя бы в одном экземпляре, за выделение отличительных черт учащиеся получают плюсы, работа проводится в режиме онлайн, учитель в это время лишь контролирует работу учащихся записывая (резюмируя) их исследовательскую работу на доске) делают следующие записи: 1) вслед за освобождением крестьян последовала реформа в отношении башкир и припущенников; 2) в 1865 г. была ликвидирована военная кантонная система управления местным населением путем перевода его из служилого сословия в податное; 3) для освобождения башкир и припущенников были приняты специальные законы; 4) помещики стремились в ходе реформы обеспечить себя рабочей силой и получить выкупную сумму в максимальном размере; 5) в ходе введения уставных грамот отрезки от наделов рабочих достигли фантастических размеров; 6) рабочие вынуждены были пользоваться заводскими угодьями, а за это «отрабатывать» па предприятиях (общее для российских рабочих); 7) Башкиры-вотчинники сохранили право собственности на свои угодья. Для выявления специфических особенностей (как положительных, так и отрицательных) развития и проведения буржуазных реформ в Башкирии используется отрывок работы Н.И. Леонова: «Буржуазные реформы, проведенные в Башкирии в 60-70-х годах XIX в., способствовали более интенсивному развитию экономики и культуры края. Земским учреждениям обязана своим существованием сельская школа. Значительную помощь они оказывали также мужской и женской гимназиям в Уфе и Благовещенской учительской семинарии. Большие средства земства выделяли на здравоохранение и общественное призрение. Земства участвовали в прокладке и ремонте дорог, строительстве мостов и переправ через реки. Несмотря на то, что сельскому хозяйству земства уделяли более скромное внимание, они, по мере возможности, старались удовлетворить запросы населения в семенах и сельскохозяйственной технике. Прогрессивный характер имела и городская реформа. Новые городские учреждения в гораздо большей степени, чем прежние сословные, способствовали буржуазному развитию городов. Быстрее стала развиваться их промышленность и торговля, улучшилось благоустройство. Полезным был вклад органов городского управления в разлитие просвещения и здравоохранения края. Судебная реформа дала населению Башкирии мировой суд, более понятный и близкий ему, чем старые уездные суда, проводившие расследования медленно и формально, дате в том случае, если мировые судьи допускали ошибки в ходе следствия, их приговор можно было обжаловать на съезде мировых судей округа, где судопроизводство носило устный, гласный и состязательный характер. Положительной стороной реформы было также введение суда присяжных заседателей. Несмотря на то, что в его состав попадали в основном состоятельные люди, этот суд обеспечивал минимум законности, необходимой для населения в условиях буржуазного развития края, И, наконец, реформа способствовала введению в Башкирии института присяжных поверенных или адвокатов, призванных оказывать помощь лицам, нуждающимся в ней. Позитивное значение реформы народного просвещения в том, что она пыталась привести образование в соответствие с развитием капитализма в крае. Не случайно в середине 60-х годов XIX в. не только увеличилось число общеобразовательных школ, но и появились профессиональные учебные заведения. В этот же период увеличилось число башкирских детей в уездных училищах и приходских школах, подведомственных Дирекции народных школ, а также были открыты две миссионерские школы для обучения марийцев и чувашей. Реформа способствовала также оживлению женского образования в Оренбургской и Уфимской губерниях. Военная реформа облегчила комплектование армии и ускорила её мобилизацию на случай войны. Льготами по образованию она создала стимул для распространения грамотности во всех слоях населения, введением института «вольноопределяющих» открыла доступ к офицерским званиям представителям буржуазии и чиновничества. Таким образом, прогрессивность буржуазных реформ очевидна. И, тем не менее, в ходе их проведения правительство не всегда поступало по отношению к ним последовательно и благожелательно. Земства с самого начала своего появления были поставлены под жесткий контроль администрации в лице губернатора. Многие постановлений дамских собраний вступали в силу лишь после утверждения их губернатором. Земства не имели исполнительной власти. Даже для взыскания недоимок по Земским сборам они вынуждены были обращаться за помощью к губернатору и полиции. В точно такой же зависимости от центральной и местной администрации находились городские учреждения. Губернатор контролировал их деятельность, мог отозвать из числа гласных «неудобную», на его взгляд, кандидатуру, давал разрешение на открытие городских собраний. Правительство проявило непоследовательность и половинчатость также в ходе проведения судебной реформы. Прежде всего, в Башкирии она начала проводиться гораздо позже, чем в центральной России. К тому же её реализация не только затянулась на продолжительное время, но и в ее процессе были допущены серьезные отступления от общих положений Судебных Уставов. Так, суд присяжных был сильно ограничен в своих действиях, а Судебные палаты так и не были введены в крае. Кроме того, в составы мировых судов и присяжных заседателей не допускались представители нерусского населения, а судопроизводство велось исключительно на русской языке. Последнее обстоятельство сильно затрудняло возможность нерусских народов Башкирии отстаивать в судах свои интересы. Достаточно уязвимой была реформа народного просвещения, после проведения, которой большинство населения края осталось неграмотным. В значительной степени это объясняется стремлением правительства проводить обучение народов Оренбургской и Уфимской губерний исключительно на русском языке. Серьезные издержки были допущены в ходе проведения военной реформы. Призывные участки находились на весьма длительном расстоянии от места проживания новобранцев, что весьма болезненно сказывалось на выходцах из бедных слоев населения. Кроме того, проведение призывной компании на русском языке сильно ограничивало возможность воспользоваться льготами, предоставляемыми на отсрочку или освобождение от действительной службы, представителям нерусских народов». [6, заключение] Далее учащиеся во время работы с этим отрывком (этот отрывок должен также быть на каждой парте, хотя бы в одном экземпляре, за выделение положительных и отрицательных моментов в буржуазных реформах на территории Башкирии учащиеся получают плюсы, работа проводится в режиме онлайн, учитель в это время лишь контролирует работу учащихся записывая (резюмируя) их исследовательскую работу на доске) делают следующие записи: (+) 1) Земским учреждениям обязана своим существованием сельская школа, земства участвовали в прокладке и ремонте дорог, строительстве мостов и переправ через реки; 2) Новые городские учреждения в гораздо большей степени, чем прежние сословные, способствовали буржуазному развитию городов; 3) Судебная реформа дала населению Башкирии мировой суд, более понятный и близкий ему, чем старые уездные суда. Положительной стороной судебной реформы было также введение суда присяжных заседателей. Судебная реформа способствовала введению в Башкирии института присяжных поверенных или адвокатов, призванных оказывать помощь лицам, нуждающимся в ней; 4) в середине 60-х годов XIX в. не только увеличилось число общеобразовательных школ, но и появились профессиональные учебные заведения. Реформа способствовала также оживлению женского образования в Оренбургской и Уфимской губерниях; 5) Военная реформа облегчила комплектование армии и ускорила её мобилизацию на случай войны. Введением института «вольноопределяющих» открыла доступ к офицерским званиям представителям буржуазии и чиновничества. (-) 1) Губернатор контролировал деятельность земств. Земства не имели исполнительной власти; 2) судебная реформа в Башкирии она начала проводиться гораздо позже, чем в центральной России. Суд присяжных был сильно ограничен в своих действиях, а Судебные палаты так и не были введены в крае. Кроме того, в составы мировых судов и присяжных заседателей не допускались представители нерусского населения, а судопроизводство велось исключительно на русской языке; 3) После проведения реформы народного просвещения большинство населения края осталось неграмотным. В значительной степени это объясняется стремлением правительства проводить обучение народов Оренбургской и Уфимской губерний исключительно на русском языке; 4) Призывные участки находились на весьма длительном расстоянии от места проживания новобранцев, что весьма болезненно сказывалось на выходцах из бедных слоев населения. Кроме того, проведение призывной компании на русском языке сильно ограничивало возможность воспользоваться льготами, предоставляемыми на отсрочку или освобождение от действительной службы, представителям нерусских народов. Либо заполняя таблицу:
В заключении учитель, подводя итоги, резюмирует, что хоть реформы в 60-70-е годы XIX века в Башкирии одновременно были и зеркальным отражением их проведения по всей России, но всё же помимо этого имели и свои специфические особенности. Безусловно, все эти моменты показывают, насколько велика роль учителя в преподнесении материала по региональной истории и именно формирует основные ценности у учащихся. А именно толерантное отношение к представителям различных народов проживающих в их регионе, а также приобщение к истории и культуре данного региона, как составной части истории и культуры России и мира.
Литература. 1 Бикмеев М.А. Добровольное вхождение Башкирии в состав Русского государства как исторический феномен // Учитель Башкортостана. 2006. - № 8. - с. 81-84. 2 Давлетбаев Б.С. Крестьянская реформа 1861 года в Башкирии. М.: Наука, 1981. 3 Доннели А. Завоевание Башкирии Россией 1552 – 1740. Вступительные статьи А.И. Акманова и Р.Г. Кузеева. Уфа: Китап, 1998. 4 Измайлов И. Счёты и просчёты имперских историков // Родина. - 1994. - № 8. 5 История Земли Иркутской: Учеб. пособие для старших классов общеобразоват. учреждений области. Иркутск, 2002. 6 Леонов Н.И. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века в Башкирии. Уфа: БГУ, 1993. 7 Носков А.А. Изучение материала о присоединении народов Урало-Поволжья к русскому государству в школьных учебниках истории России: на федеральном и региональном уровне // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность: Материалы международной конференции. Глазов: ГГПИ, 2007. с. 161-163. 8 Носков А.А. Использование мультимедийных учебных пособий по всемирной и отечественной истории и культуры Башкортостана на школьных уроках: тенденции и перспективы // Акмуллинские чтения – 2008. Материалы Международной конференции. Уфа: БГПУ, 2007. Вып. 3. с. 328-332. 9 Носков А.А. Рассмотрение общего и особенного в развитии Башкирии и России в XIX веке: на примере интегрированных уроков в 8 классе // Россия и Башкортостан: социально-политическая история и современность: Материалы республиканской школы-семинара молодых учёных. Уфа: Гилем, 2007. с. 262-266. 10 Носков А.А. Современное изучение новой и новейшей истории в школе: тенденции и перспективы // Новая и новейшая история Запада и Востока: новые подходы в исследовании и преподавании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Рязань: РГУ, 2007. с. 243-247. 11 Стрелова О.Ю. Регионализация исторического образования: Средство распада или объединения? // Моё Отечество. - 1998. - № 3. 12 Халитов М. Не первопроходцы, а первоубийцы // Родина. - 1990. - № 5. 13 Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч. 1. Документы и материалы с древнейших времён до 1917 г. Сост. Гумеров Ф.Х. Уфа: Китап, 1996. 14 Чигрина Э.Г., Чигрина А.И. Методические материалы к школьному курсу «История Башкортостана с древнейших времён до конца XIX века». Уфа: БИРО, 2003.
|