Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования. |
|
Павлова Анна Николаевна, Ассистент кафедры «Бухгалтерский учет и экономическая информатика» Российского Государственного Открытого Технического Университета Путей Сообщения (Москва) e-mail: advokat-k@yandex.ru
Качество образования: повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей.
Основным инструментом социализации и профессионализации человека в обществе является образование, в том числе профессиональное. Содержательность образования выражается в принятых на государственном уровне стандартах образовательных программ. В рамках модернизации современного образования для оценки всего комплекса образовательных стандартов, программ, технологий используется важное понятие - «качество образования» [1]. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: носитель знаний - передача знаний - получатель знаний - восприимчивость методик передачи знаний - фундаментальность знаний - востребованность полученных знаний - получение новых знаний. Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность носителя знаний (преподавателя), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения. В настоящее время в рамках модернизации российского образования, одной из важных задач профессионального обучения в высших учебных заведениях страны является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей [2]. Смена педагогической парадигмы создает условия для переориентации профессионального сознания преподавателя на признание приоритетным основанием деятельности способности уважать личность ученика, его право на ценностное самоопределение. Современное модернизируемое образование сейчас как никогда нацелено на личность обучаемого. Стоит отметить, что профессиональная компетентность педагога – это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности [3]. Профессиональная компетентность преподавателя выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся, формированием общечеловеческих ценностей. Для этого сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом. Итак, необходимо определить, какими основными характеристиками и качествами должен обладать компетентный преподаватель. Можно выделить три большие группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные. Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Данные качества должны являться для студентов подсознательным примером подражания. Для компетентного педагога не может быть формулировки «не успел проверить, не успел узнать…». Также плохо трактуется студентами, если их преподаватель достаточно систематически нарушает трудовую дисциплину – опаздывает на занятия, непунктуален, небрежен. В данном случае, что можно требовать со студентов, если их преподаватель показывает такой негативный пример. Современный преподаватель должен уметь работать с группой студентов, уметь доходчиво передавать на лекциях обучающимся необходимую информацию. Преподаватель должен перебороть в себе возможный страх перед группой, стеснение, выработать тактику «публичного выступления». Информация для студентов должна передаваться в доступной и удобной для понимания, запоминания и осмысления обучающимися форме. Нудное, монотонное прочтение лекций не принесет должных результатов качества освоения определенной дисциплины, более активный процесс проведения лекций, перемежевание теории с практикой дает более лучший результат усвоения студентами тем дисциплины. Необходимо знать, что студентам малопривлекательными кажутся преподаватели, считающие позволительным полностью зачитывать написанный текст, буквально не отрывая глаз от бумаги, допускающие речевые погрешности, плохую дикцию, неправильные манеры, жестикуляцию и пр., в том числе, и недопустимые. Компетентный преподаватель последовательно и целенаправленно использует все возможности подачи учебного материала, в частности, невербальной коммуникации (интонация, жест, мимика, ритм и т.д.) для организации его запоминания. Важно умение преподавателя организовывать, вовлекать и увлекать студентов в образовательный процесс. Такое можно достичь, например, путем вовлечения в лекционный материал по определенной дисциплине «вкраплений» интересных, занимательных фактов, фактов из определенной реальной области знаний (науки, политики, культуры, экономики и т.п.), применения раздаточного иллюстративного материала, использование мультимедийных презентаций и диафильмов. Также преподаватель может обратиться к такой форме преподавания как диалог [4]. Главным фактором, определяющим возможность обращения к диалогу, является психологическая и профессиональная готовность преподавателя к дискуссии со своими студентами. Внутренняя закрепощенность, страх публичной ошибки, неуверенность в собственных знаниях приводят к тому, что преподаватель избегает использовать эту методику. Подчас наиболее сложным моментом становится нежелание преподавателя признать правоту своего ученика, и это создает барьер непонимания и отчуждения. Таким образом, для успешного проведения таких занятий необходимо и внутреннее желание, и профессиональная подготовленность, и открытость к взаимодействию с коллегами. Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности. Можно привести пример, когда преподаватель, проверяя контрольную работу, замечает плагиат, списывание работы у более успешного в обучении студента или «грубое цитирование» темы из интернета, или неправильность и несоответствие выполненной работы заданным параметрам. За них с сожалением и возмущением выставляются низкие оценки, часто неудовлетворительные. Преподаватель обижается и злится на нерадивого студента и в комментариях пишет что-нибудь жесткое и оскорбительное личного характера, а такое допускать никак нельзя. Не позволено преподавателю выливать свое недовольство на обучаемого в такой форме. Ведь корректность, умение себя сдерживать – правило компетентного преподавателя. Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение - это все создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности студентов в собственных силах и достижимости поставленных целей. Что касается взаимоотношений студентов и преподавателей, то на одно из первых мест студенты ставят «ровное, одинаково объективное отношение» к ним. Они очень чувствительны, ревностны к проявлениям несправедливости преподавателя, ко всем его действиям. Каждое из них вызывает соответствующий отклик в их сознании и откладывает определенный отпечаток на поведение. Поэтому если студенты чувствуют несправедливое и недоброжелательное отношение к себе, т.е., если преподаватель относится необъективно (необоснованно выставляет заниженные оценки, каким-либо другим образом ущемляет интересы студента), то это глубоко ранит его, вносит в его духовный мир смятение, нарушая подчас гармонию личности, ведет к негативным проявлениям и усложняет отношения, что в свою очередь ослабляет мотивацию обучаемого к познанию, изучению того или иного предмета. Компетентный преподаватель должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к студентам и обязательным чувством такта. Объективное, справедливое отношение преподавателя формирует, воспитывает у студента чувство собственного достоинства, величие духа, наличие которых способствует развитию его творческой самостоятельности, созидательной устремленности и, напротив, угнетение чувства собственного достоинства ведет к бесхарактерности, бездумной уступчивости и покорности. Нравственность преподавателя влияет и на нравственность студентов. Нравственность - это внутренний код, определяющий человеческие отношения. Воспитание нравственности студентов осуществляется в образовательном процессе вузов часто бессистемно, спонтанно, интуитивно или не осуществляется вовсе [5]. Вопрос воспитания нравственности студентов на государственном уровне решен односторонне и отчасти формально. Вопрос нравственности студентов в образовательной практике решается самими вузами и отдельными преподавателями в частном порядке, что говорит о том, что данную работу могут проводить только преподаватели, обладающие высокой нравственностью. Компетентный преподаватель должен не допускать девальвации ценностей, связанных со служением обществу, государству, снижением доверия к старшему поколению, ориентацией сугубо на интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных, усиление процесса индивидуализации, отчуждения, безразличия к окружающим. Важна и профессиональная нравственность. Профессия учителя издавна выделялась особым нравственным статусом. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и правдивость, обязательность, верность данному слову, порядочность, уважительное отношение коллег - преподавателей друг к другу, чувство товарищества и нетерпимость к аморальным поступкам. Основными профессионально-нравственными качествами являются честность, порядочность, бескорыстие. А к главным ценностям профессиональной деятельности относятся гуманизм, ответственность, патриотизм и альтруизм. Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности. Профессиональная адаптация преподавателя определяется активностью личности, и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Понятие профессиональной адаптации связывается с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. С.Г.Вершловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность [6]. Профессиональная адаптация носит многофункциональный характер. Во-первых, она является необходимым условием и, одновременно, средством оптимизации взаимодействия человека с профессиональной деятельностью и профессиональной средой. Во-вторых, она способствует развитию человека и является составной частью профессионального развития личности. В-третьих, она является необходимой при овладении человеком любой профессиональной деятельностью. Профессиональная адаптация представляет собой овладение преподавателем ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней сближение ориентиров человека и профессиональной группы на основе подготовленности к профессиональной деятельности [7]. Завершение процесса адаптации преподавателя обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческих способностей педагога, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности. Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение, и отношение личности к его носителю [8]. Имидж преподавателя в значительной мере влияет на студента, и это влияние носит, в основном неформальный характер. Следовательно, при его эффективном использовании возможно повышение качества образовательного процесса. Внешний имидж преподавателя выражается в своеобразном «дресс - коде»: пришедший проводить занятия со студентами преподаватель, одетый в деловой костюм, по восприятию его студентами разительно отличается от преподавателя, одетого в свитер и джинсы. Возможно, имидж для преподавателя важен даже больше чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей студентов и в свою очередь способствует формированию имиджа обучаемых. Не важно где работает сотрудник: в школе, техникуме, в вузе. Важно как он себя подает, с точки зрения внешнего вида. Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Компетентный педагог будет использовать свой имидж осознанно, это его инструментарий, который позволяет использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на слушателей. Важнейшее качество компетентного преподавателя – высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Высококвалифицированные, компетентные преподаватели не просто читают лекции: они вовлекают студентов в совместную работу над материалом, прививая им привычку к самостоятельности, умению размышлять, анализировать и делать выводы. Квалифицированные преподаватели в режиме реального времени следят за всеми событиями, происходящими в мире экономики, политики и бизнеса, что позволяет обогащать теоретическую базу знаний живыми, реальными примерами. Высококвалифицированные преподаватели обладают компетентностью в области развития творческих способностей учащихся, формирования общечеловеческих ценностей, т.е. общекультурной компетенции личности, которая обеспечит взаимодействие знаний из разных предметных областей, создаст целостный аспект знаний и фундаментальных понятий, составящих в будущем основу культуры обучаемых, воспитания потребности в здоровом образе жизни, способности к саморазвитию самого преподавателя. Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности. Общекультурная компетенция преподавателя ориентируется на непрерывное саморазвитие его личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности. Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т.к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Именно он позволяет преподавателю ставить и решать в процессе обучения правильно сформулированные многочисленные задачи, устанавливать логические связи, проводить параллели между рассматриваемыми явлениями и процессами, дать нужное направление творческому мышлению студента и стимулировать творческий поиск. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной – она должна совершенствоваться и развиваться, т.к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента. Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности. Только преподаватель, работающий творчески, способен воспитать и обучить творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела. И сегодня основа профессиональной категории учителя, материальная оценка качества его труда определяются педагогическим творчеством как важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности. Творчество преподавателя – это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленной на поиск более совершенных методов, приемов и средств учебно-образовательного процесса. Но создание нового всегда связано с успешным усвоением уже существующей базы знаний. Профессиональные знания включают в себя знания, усвоенные на уровне их применения в реальном учебно-воспитательном процессе. Такая система общепедагогических знаний характеризует компетентность специалиста в данной области и помогает осуществлять научный подход к решению профессиональной задачи. Творчески работающий преподаватель анализирует наблюдаемые им факты и явления реального учебного процесса на основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути и способы достижения педагогической цели. Самообразование преподавателя - повышение профессионального мастерства преподавателя. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Понятие непрерывности образования означает, что преподаватель учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причем, не только в образовательных учреждениях, а большей частью занимается самообразованием. Самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с учителем: книги, Интернет. Обучающийся преподаватель сам берет на себя всю ответственность за собственное обучение, включая: установление целей обучения; определение содержания обучения; разработку и планирование собственной программы обучения; самомотивацию и рефлексию; организацию и управление собственной деятельностью; оценивание результатов собственной деятельности и самооценивание; оценивание качества избранного способа обучения. Преподаватель имеет несколько путей повышения своей квалификации. Во-первых, он может, оставаясь на одном и том же формальном базовом образовательном уровне (преподавателем, мастером производственного обучения), совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство через прохождение процедуры аттестации на вторую, первую и высшую квалификационную категорию. Во-вторых, преподаватель может последовательно подниматься по ступеням и уровням профессионального образования (например, преподаватель, имеющий высшее образование - поступает в аспирантуру). В-третьих, непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и профессионально-образовательных потребностей образовательного заведения (например, поменять специальность «экономика» на специальность «менеджмент»). Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области. Безусловно, качество образования зависит и от мотивации персонала на педагогическую деятельность. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы. Компетентный преподаватель должен обладать необходимой рефлексией. Педагогическая рефлексия определяется как обращенность сознания педагога на самое себя, учет представлений учащихся о деятельности педагога и представлений самого обучаемого о том, как педагог понимает деятельность студента [9]. Рефлексия означает осознание себя и ожиданий других субъектов образовательного процесса, это попытка понять происходящее в себе и себя в происходящем путем самостоятельного обращения к самоанализу. Рефлексия педагога эффективна в той мере, в какой он способен понимать, принимать, содействовать действиям других. В онтологическом плане педагогическая рефлексия выступает как средство становления мира человека в профессии (трансформации ценностно-смысловых составляющих образа профессии и профессионала как детерминант формирования образа/стиля профессиональной деятельности и общения). Педагогическая профессия требует от преподавателя постоянного саморазвития, самосовершенствования в рамках воспроизводства культуры, рефлексия же обеспечивает возможность открытия новых смыслов как предпосылки адекватного воспроизводства ценностей и характеризует содержательно-результативную сторону формирования профессиональной компетентности педагога. Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования профессиональной компетентности. Компетентный преподаватель как правило обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь) и ведения занятий со студентами [10]. Такой преподаватель нацелен на качество преподавания определенной дисциплины студентам, вовлекает каждого студента в образовательный процесс посредством возложения ответственности на самих студентов и «призывает» каждого отдельного студента подчинять свои личные умения и потребности групповым. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя и его способности к повышению уровня компетентности студентов. Основная выполняемая задача процесса фасилитации состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном образовании преподаватель сам выдает студенту всю необходимую информацию. Очевидные недостатки традиционного обучения, которые устраняются при фасилитации: возможные знания студента – будущего специалиста ограничены знаниями преподавателя; педагог передает не только достоверную, но и возможно неосознанно ошибочную информацию, продукт своего искаженного (человек этим, к сожалению, страдает) восприятия внешнего мира. Очевидный плюс - самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует студента и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков. С точки зрения сложности применения фасилитативного стиля ведения занятий можно отметить, что выступать в роли преподавателя - эксперта существенно легче, чем в роли преподавателя - фасилитатора. В первом случае достаточно просто честно и в полном объеме передавать свои знания, во втором же приходится часть знаний придерживать, обеспечивая обучающимся «право на незнание», право на самостоятельный поиск ответа. Что сложнее и с психологической точки зрения (приходится сдерживать свое «эго» и быть готовым к анализу альтернативных решений) и с харизматической (в этом случае труднее удерживать лидерство в группе). Экспертный способ ведения занятий допустимо образно сравнить с «умом», а фасилитацию – с «мудростью». Компетентный преподаватель, обладая фасилитативным стилем обучения студентов, должен включать множество навыков, таких как умение слушать и говорить, инструктировать, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Педагогическая фасилитация является профессионально значимым качеством личности преподавателя, от которого зависит успешность овладения педагогической деятельностью, повышение продуктивности образования, развитие субъектов педагогического процесса и формирование особого стиля взаимодействия педагога с учащимися. Модно отметить, что сегодня диплом вуза или научная степень – еще не гарантия того, что преподаватель является действительно профессионалом своего дела, знающим обо всех современных тенденциях в области преподаваемой дисциплины. Поэтому администрации образовательного учреждения необходимо с должным вниманием подходит к вопросам кадровой политики. Строгий конкурсный отбор преподавателей и регулярная аттестация их профессиональных знаний обеспечивают по-настоящему качественный уровень преподавания в вузе. Необходимо понимать, что процесс образования состоит из взаимосвязанного звена «обучающийся (студент) – обучающий (преподаватель), и от квалификации и опыта преподавательского состава всецело зависит то, с какими знаниями выпускники образовательного учреждения выйдут в «большую жизнь». Поэтому администрации вуза необходимо ввести правило проведения показательной лекции, которую оценивают руководство, заведующие кафедр и сами студенты. Если занятие показалось интересным, познавательным, основанным на современных знаниях и тенденциях, то новый преподаватель, скорее всего, получит работу. Но конкурсный отбор – это еще не все. Важнейшую роль в оценке работы преподавателя играет его ежегодная аттестация. Поддерживать профессиональный тонус преподавателя могут не только профессиональная аттестация со стороны отделов лицензирования и контроля качества образования, но и аттестация со стороны студентов: среди них можно проводить анонимные опросы, оценивающие качество обучения и наличие хорошего психологического контакта между педагогом и учащимся. По результатам опросов составляются рейтинги, и в отношении тех преподавателей, которые занимают в них самые низкие позиции, администрация вуза может принять различные меры воздействия, вплоть до прекращения трудовых отношений. Все преподаватели, таким образом, заинтересованы в поддержании высокого уровня своей работы. Конечно, ошибки бывают у каждого, и даже если у кого-то что-то и не получилось – это еще не крест на специалисте. Важно, чтобы преподаватели разобрались и сумели взглянуть на какие-либо спорные вопросы по-другому. Стоит также отметить, об одном хорошо известном факте - определенная часть преподавателей специализированных вузов не имеют специальной педагогической подготовки. У преподавателей, прежде всего молодых, порой отсутствует четкое представление о структуре педагогической деятельности, они не задумываются о том, из чего складывается педагогическое мастерство, зависит успех обучения и их собственной педагогической деятельности. Можно блестяще знать свой предмет и быть посредственным преподавателем. В работе же некоторых преподавателей доминирует принцип: «буду знать свой предмет - сумею преподать». Можно подвести итог, что чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача высшего образования по формированию специалиста нового поколения.
Литература
|