Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования.
 

Главная

Секция 1

Секция 2

Секция 3.

Секция 4.

Секция 5.

Секция 6.

Секция 7.

Обсудим прочитанное

Информационное письмо

 

 

Смолянская Любовь Владимировна,

старший преподаватель кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного педагогического университета

e-mail: alexsmoll2@rambler.ru

 

 

Использование проективных техник для повышения этнической толерантности подростков в полиэтнической среде школы.

 

Неотъемлемой частью позитивной этнической идентичности является этническая толерантность. Человек, у которого сформирована позитивная этническая идентичность — это человек, который принимает себя, свою национальность, признает свою принадлежность к тому или иному этносу, а также признает право другого человека на отличие. Этнически толерантный человек принимает другого человека таким, каков он есть, уважает точку зрения других людей, признает их право на существование. Сформированная позитивная этническая идентичность и толерантность проявляются в сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

На формирование образов своей и чужой этногруппы влияют различные стереотипы, которые в сложившейся сейчас ситуации носят в большей степени негативный характер. Так как дети не всегда имеют опыт общения, взаимодействия с представителями других этносов, стереотипы они получают от своей семьи, от друзей, от взрослых людей входящих в круг общения ребенка, от СМИ и т.д. Таким образом, получается, что стереотипы, усваиваемые ребенком, не подкреплены его собственным опытом, и даже можно сказать не имеют права на существование. Открывая перед ним этот мир стереотипов, переводя их в рамки осознанного отношения и понимания, где заканчивается грань «моего отношения» и начинается грань того «что видят и чувствуют другие», мы формируем базу для воспитания этнической толерантности. Причем, делая стереотипы осознанными, обдуманными, обсуждаемыми — мы формируем у подростка позицию субъекта и он уже сам сможет для себя решать, каким образом он будет относиться к той или иной этнической группе.

Сформировать позитивную этническую идентичность и толерантность можно не наслоением социально-приемлемых форм поведения, правил взаимодействия, хотя эти моменты нельзя исключать. Сформировать позицию, правильную позицию человека к другим национальностям можно с помощью осознания, проживания, понимания стереотипов, которые зачастую и формируют негативное отношение к представителем других этнических групп.

В связи с этой идеей мы разработали следующее мероприятие, которое позволило бы сделать важный шаг в сторону формирования позитивной этнической идентичности. Основой развивающего тренинга-занятия стала проектная деятельность учащихся.

В работе с подростками одной из главных проблем является необходимость постоянно вызывать и поддерживать интерес подростков к поставленным задачам, проблемам, деятельности. Создание нужной мотивации, ориентации на успех, на наш взгляд очень сложно добиться, без использования значимой для подростка деятельности, без того, что будет обозначен результат, к которому он должен будет прийти и который будет для него важен, понятен, интересен. Результат, который в дальнейшем можно как-то использовать в жизни, поделиться с кем-то, рассказать о собственных достижениях. В качестве деятельности подростков, где они максимально смогут проявить себя как творческие личности, способные самостоятельно принимать решение, регулировать деятельность и создавать значимый для них продукт мы выбрали проектную деятельность. В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод проектной деятельности максимально отвечает целям и задачам, поставленным нами в процессе разработки развивающего занятия — тренинга, а именно:

• выявление авто- и гетеростереотипов;

• исследование характера стереотипов и установок (позитивный, негативный);

• обсуждение влияния стереотипов на отношение к представителям других этнических групп;

• изучение механизма влияния стереотипов на процесс возникновения конфликтных ситуаций;

• формирование нового, адекватного отношения к существующим стереотипам и установкам.

Основываясь на методе проектов, мы разработали 4-х часовое занятие, состоящие из 4-х этапов:

• 1 этап — подготовительный, ознакомительный. Включает в себя обсуждение существующей в мире ситуации, а именно конфликтов между представителями различных национальностей. данный этап имеет своей целью предварительное выделение проблемного поля, диагностику отношения подростков к тому, что существует данная проблема. Мотивация участников на создание проекта, целью которого будет разработка программы, которая будет реализовываться на базе школы, способствуя снижению конфликтности между учащимися, представителями различных этносов, а также формированию толерантного отношения к представителям других этнических групп.

• 2 этап — «Противостояние». На данном этапе подросткам предлагается разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа должна описать образ жизни, быт, внешность, черты характера, природно-климатические условия существования придуманного ими племени. Основной задачей презентации придуманного племени является описание тех черт племени, которые помогут ему выжить и победить в войне между племенами.

• З этап — «Мир во всем мире». На данном этапе подростки должны были рассмотреть «свое» племя с точки зрения возможностей сотрудничества с другими племенами, вплоть до создания единого государства, выделить те особенности племени, которые позволят им договориться, найти общий язык с противостоящими им племенами.

• 4 этап — «Реальный мир». Задачей этого этапа являлось проведение аналогии между созданными подростками племенами, ситуациями их столкновения, сотрудничества и современной ситуации противостояния и взаимодействия представителей различных этносов. Итогом работы на данном этапе стала разработка проекта программы «Мы и другие», направленной на улучшение ситуации взаимодействия между представителями различных этносов на базе средней образовательной школы. 

Занятие проводилось в одном из 9-х классов лицея г.Волгограда. Участники тренинга давно знакомы друг с другом, в классе сформировалась устойчивая система отношений. Участникам группы была предложена дискуссия по проблеме этнических конфликтов. Каждый подросток должен был высказать свое отношение к данной проблематике, выделить положительные и отрицательные стороны противостояния различных этнических групп.

Прежде чем приступить к обсуждению поставленной задачи мы предложили разыграть участникам предложенные ими варианты среды обитания племен (степь, горы, джунгли). В представлении проектов своих племен участники выделяли следующие общие особенности, которые помогут племени победить в войне с другими племенами: воинственность, силу, выносливость, быстроту, ловкость, адаптируемость, внимательность, владение хитроумными видами оружия.

На следующем этапе занятия, учащимся было предложено выявить те черты племени, которые позволят племенам прийти к сотрудничеству и построить эффективное взаимодействие. Участники, выслушав это задание предложили свой способ его выполнения: не выделять те черты, которые помогут наладить взаимоотношения племен, а выделить способы урегулирования их конфликта. Мы разрешили выполнить им задание таким образом. В итоге получился такой перечень способов конструктивного взаимодействия племен:

• Выбор территории, где могли бы вместе обитать все три племени, и где им будет комфортно;

• Занятие одним общим делом, которое было бы интересно всем;

• Межплеменные браки;

• Воспитание детей в традициях всех трех племен;

• В каждом племени выбрать наиболее полезные для общего племени качества и максимально их развивать. Тем самым все эти качества будут дополнять друг друга и получится практически идеальный человек.

Изначально способов, предложенных участниками, было гораздо больше, но они вызвали разногласия и споры. Поэтому мы предложили участникам объединить свои усилия и выбрать 5 вариантов, которые помогут племенам мирно существовать. Общей главной идеей стало объединение племен и далее, следовали конкретные предложения по поводу построения взаимодействия представителей племен.

Заключительным этапом проектного занятия стало представление проекта мероприятий направленных на изменение ситуации взаимодействия представителей различных национальностей на базе средней образовательной школы.

Прежде чем приступить к созданию проекта мы предложили участникам занятия обсудить, какие сейчас существуют проблемы в общении представителей различных национальностей, и в чем, они видят причину возникающих конфликтов. Обсуждение вызвало интерес участников, они активно начали высказывать свое мнение, причем в отличие от предыдущих этапов внимательно слушали друг друга, дополняли, старались не перебивать другого. В качестве проблем ребята выделили следующие:

• «Люди просто не хотят и не умеют слушать других, поэтому и конфликтуют».

• «Повсюду идут войны, люди обеспокоены этим и потому любое лицо кавказской национальности кажется им подозрительным и они так и норовят обидеть другого человека».

• «Не понимают они все друг друга, и мы их не понимаем».

• «Мне кажется, что все дело в том, что мы от этих людей ждем чего-то плохого и потому не хотим общаться, поэтому ругаемся и задеваем их».

• «Просто возникает неприязнь»,

• «Разные культуры, разные традиции. Когда их не знаешь, можно не понять поведение другого человека и вступить с ним в конфликт».

• «В передачах людей других национальностей часто показывают в плохом свете, делают из них злодеев, приписывают им плохие поступки, а ведь поступок плохой может совершить кто угодно».

 «Само существование отдельных национальностей — это большая проблема».

После обсуждения участникам была дана следующая инструкция:

«Представьте себе, что вы администрация школы и у вас есть возможность устроить все в школе по своему желанию и усмотрению. Какую программу общения и взаимодействия представителей различных национальностей вы будете внедрять в образовательный процесс». На обсуждение и представление совместного проекта участникам давался 1 час.

По истечении времени ребята предложили следующую систему мероприятий, которая позволит изменить и улучшить ситуацию взаимодействия представителей различных национальностей:

1. Знакомство с традициями и обычаями других народов (в виде экскурсий, классных часов, занятий по культурологии и т.д. и т.п.).

2. Выработка правил общения. Система поощрений и наказаний.

З. дни национальностей в школе (Заранее, объявляется день какой- либо национальности. С утра дети приходят в школу, и целый день ведут себя как представитель выбранной национальности, ориентируясь на традиции и обычаи этого Народа. Это позволит познакомиться с особенностями других народов, а также как бы «влезть в шкуру» другого человека. После этого точно не захочется ссориться с человеком из-за того, что он другой национальности).

4. Общение с представителями других национальностей (организация КИдов — клубов интернациональной дружбы).

5. Семья по обмену (Как обучение по обмену. Ребенок помещается на несколько дней в семью другой национальности. Там он узнает обычаи, нормы, правила, которые существуют в этой культуре, и тем самым, учится правильному отношению к представителям другой национальности).

В итоговой рефлексии участники активно принимали участие. Высказывали свое мнение по поводу проделанной работы, степени реалистичности и эффективности своего проекта. Ребята высказали пожелание устроить конкурс подобных проектов среди учащихся всей школы и потом создать реальный проект, который можно предложить администрации города, комитету по делам молодежи и затем внедрить его в школы.

В целом результаты итогового обсуждения указывают на эффективность данного проектного занятия в формировании конструктивного отношения к представителям другой этнической группы. По сравнению с начальным этапом работы у подростков появилось более доброжелательное отношение к представителям других национальностей, а также возникла потребность в анализе причин возникновения конфликтов и желание сделать так, чтобы этих конфликтов было как можно меньше.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что предложенное нами развивающее проектное занятие эффективно в формировании конструктивного образа представителей различных этнических групп, что является значимым моментом в формировании позитивной этнической идентичности.

 

 





Хостинг от uCoz