Учитель российской школы - ключевая фигура модернизации образования.
 

Главная

Секция 1

Секция 2

Секция 3.

Секция 4.

Секция 5.

Секция 6.

Секция 7.

Обсудим прочитанное

Информационное письмо

 

Ягова Евгения Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математика»

ГОУ ВПО Пензенская государственная технологическая академия; e-mail: eyagova@mail.ru

 

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в

процессе изучения математики

 

Обязательное снижение аудиторной нагрузки и увеличение доли самостоятельной работы студента приводит к необходимости правильной организации самостоятельного труда по изучению учебного материала. Специфика вузовского учебного процесса, состоит в том, что он является как будто бы последним и самым адекватным звеном для реализации этой задачи. «Если в средней школе даже у старшеклассников обучение и воспитание идёт впереди развития, то в вузе достигнутый уровень развития студента, вступающего в старший юношеский возраст, уже диктует некоторые законы процессу обучения и воспитания в высшей школе. Такой насущной потребностью, закономерностью является потребность в самостоятельной работе».1

Во время учебы в вузе происходит выработка стиля, навыков учебной (познавательной) деятельности, рациональный характер которых будет спо­собствовать постоянному обновлению знаний высококвалифицированного выпускника вуза.

Однако на этом пути существуют определенные трудности, в частности, переход студента от синтетического процесса обучения в сред­ней школе, к аналитическому в высшей. Особое значение данная проблема приобретает применительно к курсу высшей математики для технических специальностей.

Как показывает практика, несмотря на то, что программа данного курса содержит ряд разделов, в какой-то мере изученных в школе, число первокурсников, испытывающих определённые трудности при их изучении, с каждым годом растет.

Среди основных причин затруднений студентов при изучении курса математики в вузе необходимо выделить ориентацию содержания, прежде всего не на усвоение конкретной информации, а на овладение соответствующими способами деятельности. Студент получает не только знания, предусмотренные програм­мой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться со способами приобретения знаний так, чтобы суметь оценить, что он знает, откуда он это знает, и как этого знания он достиг. Ко всему этому студент приходит через собственную самостоятельную работу.

Роль преподавателя должна в основном заключаться в руководстве накопления знаний (по отношению к первокурсникам), а в последующие годы учебы, на старших курсах, в совместном установлении проблем и заботе о самостоятельных поисках студента, а также контролирования за их деятельностью.  Отметим, что нельзя ограничиваться только приобретением знаний предусмотренных программой изучаемой дисциплины, надо постоянно углублять полученные знания, сосредотачивая их на какой-нибудь узкой определенной области, соответствующей интересам студента. Углубленное изучение всех предметов, предусмотренных программой, на практике является возможным, и хорошая организация работы позволяет экономить время, что создает условия для глубокого, систематического, заинтересованного изучения само­стоятельно выбранной студентом темы.

Лекция является основной формой получения информации в вузе. Именно на лекции студент получает систематическое изложение вопросов курса, однако посещение лекций является необходимым, но не достаточным условием успешного овладения знаниями. Объем сведений, сообщаемых на лекции, зависит от того, какая это лекция; обзорная, проблемная и т.д. Особенность усвоения студентами математики сопряжена с определёнными трудностями: идейное богатство содержания, большое количество новых сложных понятий, новизна идей и методов предъявляют высокие требования к общности рассуждений и безупречности логических построений.

Чтобы хорошо овладеть материалом, который излагался на лекции, даже если он был понятен во время изложения, студент должен иметь возможность вернуться к объяснениям лектора, а для этого необходимо уметь записывать лекцию. При этом студенты должны понимать, что на лекциях они получат много того, что они не найдут в учебниках и слушая лекции,  потратят меньше времени на освоение предмета, чем при изучении его по книгам.

Наиболее эффективным может быть признан способ, когда записываются выводы, определения, формулировки основных положений (теоремы, основные методы доказательства и др.), оригинальные мысли лектора, которые нельзя найти ни в одном учебнике; некоторые связующие положения, позволяющие уловить взаимосвязь элементов лекции. Если имеются в наличии конспекты лекций, то целесообразно готовиться к лекции заблаговременно и на лекции только следить за оригинальностью ее изложения.

Элементы, которые нужно отразить как можно полнее и ближе к тексту, могут быть следующими:

а) формулы, определения, графики функций, схемы;

б) сложные места;

в) факты, от которых зависит понимание главного;

г) все новое, незнакомое;

д) данные, которыми часто придется пользоваться и которые трудно получить из других источников.

Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.

Изучая материал по дополнительной литературе, которая может быть также указана в методических разработках по данному курсу, следует рекомендовать студентам переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

Для того, чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. « Конечный результат работы преподавателя в этом направлении – умение студента критически подойти к собственной деятельности».2

Предъявленные студенту задания должны быть поставлены так, чтобы он:

1) мог самостоятельно определить и осознать цель деятельности;

2) видел, где и как используются результаты выполнения заданий, чтобы эти результаты были и становились для него значимыми;

3) задумывался над тем, какую деятельность он осуществляет (на первых порах задания должны помогать выбирать требуемые действия);

4) мог контролировать не только результат деятельности, но и ее процесс.

При решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный.

Наиболее естественная ситуация возникает, когда группа слушает ответ у доски. Остальные задают ему вопросы, чтобы уяснить отдельные моменты решения, затем делают замечания (по существу ответа студента, по полученному результату, по идее решения, по ходу решения, предлагают другие варианты решения); поощряются небольшие дискуссии. Кому-либо из группы предлагается оценить ответ  полностью, а также попытаться улучшить решение. То же самое предлагается и другому студенту. Отвечающий  студент имеет право на "защиту" своего ответа. Итог всего подводит преподаватель, оценивая как основной ответ, так и содержательные критические выступления.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.

Следующий приём рассчитан на достаточно подготовленную группу. Для решения одной и той же задачи вызывается несколько студентов. Остальные либо наблюдают за работой у доски, либо сами решают эту же задачу (всё зависит от трудности). Спустя некоторое время с группой обсуждается написанное на доске. Кому-либо из группы предлагается оценить каждое решение. В такой ситуации оценка ставится уже "оппоненту".

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Л.И.Божович  выделила 3 вида формализма знаний у студентов:

1) студент помнит и может точно воспроизвести информацию, но не может конкретизировать или применить эти знания на практике или в другой ситуации;

2) усвоенные       студентом   знания   остаются   для   него   ненужной абстракцией,   лишенной   реального   смысла   (при   необходимости использовать эти знания студент пытается основываться не на них, а на тех представлениях, которые были сформированы в школе);

3) у студента сформировалось первичное знание о явлении раньше, чем достигли   полного   овладения    всем   учебным   материалом   (не учитывается всего конкретного многообразия условий применения научных знаний).3

Распознать  формализм  знаний студентов можно лишь тогда, если при контроле знаний не ограничиваться ответами на заранее известные вопросы.

Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией к преподавателю можно рекомендовать студентам обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

                                

  

 Литература:

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск, 1981. – 383с., с. 33-38

2. Рыжик В.И. 30000 уроков математики: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003. - с. 288., с.207

3. Плагов И.М., Парубочная Т.И. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе. – Челябинск, 1989. – 85с.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Самодиагностика как средство повышения качества базовых знаний студентов по  высшей математике», проект № 08-06-00332а

 

 



Хостинг от uCoz